Галина Панычева
Программа методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность темы
Цели и задачи программы
Принципы
Направления работы
Ожидаемые результаты
Сроки реализации программы
Содержательный раздел
Основные формы работы ШМП
Структура программы ШМП
Реализация программы
Система мониторинга за ходом реализации программы
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Темочки:
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога, ещё существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную сферу. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдёт этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель, как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдёт себя в другой сфере деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению современных педагогов исследователей К. Ю. Белой и М. С. Гвоздевой и др. имеет характерные особенности:
не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
высокие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной сферы действуют с первого и до последнего дня работы;
работа воспитателя требует мгновенной, профессионально точной реакции;
имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности.
В связи с этим нам необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в ДОУ.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдёт успешно, если будут выполнены следующие условия успешной адаптации:
трудовая мотивация, педагогическая направленность являются
важными факторами при поступлении педагога на работу;
профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития;
максимальный учёт личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя.
Актуальность
В состав педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад №4» Левокумского муниципального района входят педагоги со стажем работы более 20 лет - (6 человек, более 10 лет – (1 человек, так и педагоги со стажем до 5 лет – (3 человека, с 5 до 10 – (3 человека).
Характеристика уровня образования такова: высшее образование имеют - 2 человека; средне специальное – 12 человек.
Характеристика уровня квалификации педагогического коллектива:
с высшей категорией – 5 человек; с первой категорией – 1 человека,
без категории – 8 человек.
Среди малоопытных и начинающих педагогов педагогов – 2 педагога имеют высшее профессиональное образование, 4 – имеют средне-специальное профессиональное образование, 6 педагогов не имеют категории.
4 человека – испытывают затруднения в практическом применении знаний.
Таким образом, возникла необходимость в адаптации и обучении молодых и начинающих педагогов в ДОУ. В ходе анкетирования педагогов, при планировании программы «Школы малоопытного специалиста» были выявлены следующие проблемы: молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально – значимые качества, неуверенность в своих силах и возможностях. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых воспитателей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому необходим дифференцированный подход при организации занятий в ШМС.
«Школа малоопытного специалиста» рассчитана на 2 года. Данный кадровый ресурс является основным для обучения молодых педагогов. Впоследствии программа может быть скорректирована, внесены изменения и дополнения.
Цель программы :
Оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации, достижение успешного личностного и профессионального развития.
Задачи:
1. Дать основы психолого–педагогических знаний, обучить навыкам самообразования.
2. Предупреждать типичные ошибки и затруднения в организации занятий и совместной деятельности воспитателей с детьми.
3. Обеспечить реализацию потребностей начинающих педагогов в повышении своей профессиональной квалификации, стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Принципы:
Принцип гуманизации педагогического процесса, соответствия содержания программы современным требованиям дошкольного образования и воспитания.
Принцип систематизации, научности, доступности изучаемого материала.
Принцип дифференцированного подхода к педагогам с учётом уровня их профессиональной подготовки.
Направления работы:
Организация учебно – воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе психолого – педагогических знаний.
Знакомство педагогов с методическими приёмами, технологиями.
Работа с детьми и родителями, овладение коммуникативной культурой.
Знакомство с основами делопроизводства при организации учебно – воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Психолого – педагогическая адаптация молодых педагогов, успешное вхождение их в новый коллектив, овладение коммуникативной культурой в общении с педагогами, детьми, родителями.
Овладение педагогами методами и приёмами сопровождения детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников.
Овладение приёмами для создания собственных методических разработок, использование современных технических средств обучения. Рост профессиональной компетентности молодых педагогов.
Срок реализации программы – 2 года.
Содержательный раздел
Основные формы работы ШМП:
Анкетирование, тестирование.
Консультации, беседы
Методические рекомендации
Мини-дискуссии
Дискуссии
Блиц - опросы
Семинары
Практические консультации
Индивидуальные консультации
Взаимопосещения
Деловые игры
Круглые столы
Мастер – классы
Структура программы ШМП
Блоки Количество занятий
Направления работы теоретические практические
1. Организация учебно – воспитательного процесса 1 2
2. Знакомство педагогов с методами, приёмами, технологиями педагогического процесса 2 3
3. Овладение коммуникативной культурой 1 1
4. Знакомство с основами делопроизводства 1 1
Всего: 5 6
Реализация программы
Этапы реализации программы Сроки Содержание деятельности
1. Организационный
август - сентябрь 1. Изучение имеющихся нормативно – правовых актов.
2. Создание нормативно – правовой базы программы.
3. Изучение передового опыта по созданию ШМП.
4. Разработка плана работы по программе
5. Утверждение программы на педагогическом совете.
2. Практический
октябрь 2016г. – апрель 2018 г. 1. Создание банка данных педагогов.
2. Анкетирование, тестирование молодых специалистов.
3. Организация наставничества
4. Организация работы ШМП
6. Повышение ИКТ компетентности
7. Участие в работе районных семинаров, мастер – классов.
8. Курсы повышение квалификации.
3. Итогово– аналитический этап
апрель-май 2018 г.
1. Обобщение и анализ итогов работы по программе «Школы молодого педагога»
2. Мониторинг реализации программы.
3. Рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике.