Ходарева Мария Андреевна
Конспект группового логопедического занятия по теме «Звук [ж], буква Ж» для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Звук [ж], буква «Ж»
для детей с ТНР подготовительной группы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление представлений о перелетных птицах, их образе жизни и повадках; актуализация словаря по данной теме;
• формирование навыка составления описательных рассказов;
• обучение образованию сложных прилагательных, состоящих из двух основ;
• совершенствовать умения в определении места звука в слове;
• совершенствовать навык печатания букв;
• формировать навык чтения слогов и слов.
Коррекционно-развивающие:
• развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным ответом;
• развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;
• развитие общей и мелкой моторики;
• совершенствование навыков чтения;
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
• воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением перелётных птиц; простые и цветные карандаши; фишки; мяч; раздаточный материал; изображение буквы «Ж».
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? А назовите мне признаки весны.
II. Основная часть
- Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в весенний лес. Вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Давайте подышим с вами.
1. Дыхательная гимнастика:
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
2. Развитие речевого дыхания и голоса.
Слышите, как ветер в лесу запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)
А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)
А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Ветер в лесу стал стихать: З-З-З-З-З.
3. Артикуляционная гимнастика
4. Введение в тему занятия
- Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
- Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались на дереве под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.
- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(кукушка).
- Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной. (соловей)
-Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
- Этот старый наш знакомый:
он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
- Он твердит одно га-га
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь.
Ну конечно это (гусь)
- Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
5. Упражнение «Один — много».
Расскажем, сколько птиц улетают в теплые края.
В теплые края улетают много:
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц)
- Птенец (птенцов).
6. Упражнение «Птицы и птенцы».
Птицы улетают со своими птенцами.
Грач — грачонок - грачата;
стриж — стрижёнок — стрижата;
журавль — журавлёнок — журавлята;
утка — утенок — утята.
7. Физминутка
- Мы немного устали и сейчас отдохнём.
От полуденных лучей (Бегут по кругу)
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький (Приседают)
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы – (Встают, машут руками, как крыльями)
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы (Кружатся на месте)
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд (4 прыжка)
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики (Шагают на месте)
Птицы по соломинке. (Вытянуть вперёд сначала правую, потом левую руку).
8. Упражнение «Четвертый лишний».
Воробей – грач – цапля – журавль
Соловей – кукушка – ласточка – сорока
Снегирь– ласточка – скворец – аист
Ворона – кукушка – соловей – журавль
9. Звук [ж].
Этот зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится (жираф). Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук).
- Какой первый звук вы слышите в этих словах-отгадках?
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук [ж]. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук [ж] – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук [ж] всегда-всегда твёрдый. Итак, звук [ж] – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
10. Закрепление звука в слогах.
11. Чистоговорки
Повторение потешек со слогами.
Жа-жа-жа – есть иголки у е. (жа).
Жу-жу-жу – дадим яблоко (ежу).
Же-же-же – расскажу я о … (еже).
Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).
12. Связь звука и буквы. Буква Ж.
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)
13. Выкладывание буквы «Ж» из счетных палочек
-Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Лена, спроси у Давида сколько ему понадобиться для этого палочек. Марк, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.
14. Работа с раздаточным материалом.
III. Итог занятия:
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось? Что нового вы узнали?