МААМ-картинки

Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов

Светлана Панченко
Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов

Современный профессионал – это человек, ориентированный на личностное развитие, инициативу и инновации в области своей профессиональной деятельности, наращивание квалификации, способный к ответственным самостоятельным решениям. Основными идеями мировой образовательной парадигмы в настоящее время являются всестороннее развитие личности, инициативности и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что обусловлено возрастающими потребностями общества в высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистах, готовых и способных к самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Ведущее значение имеют процессы воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Профессиональная социализация молодого специалиста включает в себя работу множества ее агентов, среди которых необходимо отметить деятельность выпускающей образовательной организации и организаций, где будущий специалист получает практический опыт, связанный с его последующей профессиональной деятельностью. Совместная работа данных структур обеспечивает обучающимся возможность более раннего включения в профессиональную среду, повышает значение показателей трудоустройства выпускников по приобретаемой специальности и их закрепляемости в профессии. Взаимодействие этих агентов по принципу «обратной связи» представляется наиболее значимым как для качества подготовки специалиста, так и для его дальнейшего профессионального роста. Профессиональная социализация является составной частью социализации личности, которая заключается в приобщении ее к избранной профессии как спонтанно, так и посредством целенаправленно организованной деятельности. Развитие профессионализма включает в себя не только практические навыки трудовой деятельности, но и духовно-нравственное воспитание личности, освоение ею профессиональной этики, необходимой для развития профессиональных качеств. Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе социализации способности индивида к самостоятельной деятельности в сообществе и на благо сообщества. Социализация, таким образом, предполагает установление личностью субъективных отношений с социумом, имеющим конкретные формы и конкретные модификации. При этом специфика данного общества влияет на личность, отражается в ней, преломляясь через ее особенности. Важным в этом отношении является обладание индивидом социальными компетенциями. В настоящее время в педагогике одним из активно развивающихся направлений является компетентностный подход, сущность которого заключается в интегральном свойстве личности, характеризующем ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Компетентность - устойчивая способность личности осуществлять любую деятельность со знанием дела (Л. Дж. Питер). Компетентность - способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, специфические предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия (Дж. Равен). Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт (Жан-Франсуа Пере). На основе анализа запросов работодателей выделены шесть ключевых компетентностей: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность. Компетенции направлены на решение задач на основе известных способов действия, проявляются в стабильных, неизменяющихся условиях, имеют более специфичный характер, ориентированы на задание. Современное высшее образование переживает период серьезных перемен, что выражается в обновлении и обогащении его ценностно-целевых компонент. Профессиональная подготовка ориентируется не только на овладение обучающимся профессиональными знаниями, субъективным опытом, формирование базовых профессиональных компетентностей. Важное место отводится направленности на качественный результат – профессионально-культурное становление обучающегося, которое протекает в глубокой связи с профессиональным самоопределением обучающегося как субъекта образовательного процесса. Интенсивное развитие экономики, социальных и культурных связей, а также широкое распространение новых технологий предопределили значительные изменения в области образования, которое начинает функционировать как открытая система. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Выпускник должен владеть суммой универсальных умений, позволяющих ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно решать проблемные задачи, адекватно оценивать результаты своего труда. Это означает, что профессиональное образование уже не может ограничиваться созданием локальной, закрытой учебной среды, обеспечивающей прочные знания и умения. Оно должно предоставить обучающемуся опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется готовность к выбору, к успешной социализации и активная личностно-профессиональная позиция. Такие результаты в образовании возможны при переходе от предметно - знаниевой модели обучения к интеллектуально - деятельностной или мыследеятельностной, что может быть обеспечено применением в образовательном процессе метапредметного подхода. В состав метапредметного компонента содержания образования целесообразно включить: научные методы, научные понятия, модели и схемы, объекты и явления, задачи и проблемы. Неподдельный интерес вызывают сформулированные Л. М. Ордобоевой различия между метакомпетенцией и компетенцией В отличии от компетентностей метакомпетенции направлены на решение новых задач, проявление в новых условиях /в изменившихся условиях, имеют обобщенный характер, ориентированы на личность. В педагогике и психологии: метакомпетенция - метакогниция - «знание о собственном знании». Это - метасистемная компетенция, позволяющая обучающимся управлять информацией, знаниями, своим интеллектуальным развитием и рефлексивными механизмами, как в процессе обучения, так и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Метакомпетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, также как и с поучениями и критикой. Французские исследователи Ф. Деламер и Д. Винтертон в своей работе «Что такое компетенция» отмечают, что метакомпетенции служат для облегчения приобретения других компетенций, они представлены в виде некого надструктурного входа, который облегчает их приобретение и освоение. Невозможно не согласиться с Л. М. Ордобоевой, которая утверждает, что проблеме изучения метакомпетенции посвящены зарубежные исследования прежде всего в области профессионального образования, менеджмента знаний, управления компетенциями (Kompetenzmanagment). В них представлены наиболее содержательные определения понятия метакомпетенций – это способность к быстрой адаптации, приспособления к новым условиям, готовность к непрерывному обучению/образованию, готовность к переносу имеющихся знаний, умений, способностей на новые объекты деятельности. Суть феномена метакомпетенций в своих трудах раскрывает М. А. Холодная. Наряду с интеллектуальной компетенцией, она говорит о непроизвольном интеллектуальном контроле. Непроизвольный интеллектуальный контроль является составляющей метакогнитивного опыта. Непроизвольный интеллектуальный контроль – это ментальная структура в составе метакогнитивного опыта, обеспечивающая оперативную избирательную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне. Для сферы образования метапредметный подход в обучении – это способ мышления, при котором осмысляются и создаются новые технологии и методики получения знаний. Это отношение, стиль жизни или некая привычка, которая регулирует поведение человека для получения максимальных знаний в тот или иной промежуток времени. Этот подход есть единственный и правильный путь увеличения знаний и прогнозирования образовательных траекторий. Для успешной профессиональной адаптации выпускник должен иметь сформированные метакомпетенции, поэтому в высокорейтинговой, успешной образовательной организации реализация ФГОС СПО должна быть акцентирована на формирование метакомпетенций у выпускников. Под метакомпетенцией мы понимаем готовность к непрерывному получению знаний и умений, приспособление к новым условиям и ситуациям. В настоящее время профессиональная социализация и адаптация молодых специалистов представляет собой процесс, предполагающий успешное овладение молодым специалистом профессией, обретение места в статусной профессиональной иерархии, формирование чувства социально-профессиональной идентификации и профессиональной адаптации. Особенно актуально это становится для трудовой среды современных предприятий. Развитие метакомпетенций студентов является психологической основой будущей востребованности их на рынке труда, поскольку проблематика метакомпетенций : соответствует постнеклассическому этапу развития общества, является межпредметной и связана с универсальными компетенциями, которые важны для решения любой профессиональной и жизненной проблем; рынок труда динамичен, а наличие метакомпетенций позволяет вырабатывать адекватные новым условиям и возможностям стратегии. Метакомпетенции — это то, что поможет человеку в решении его жизненных задач!

Публикация «Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов» размещена в разделах

Публикации по теме:

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ Социально-психологические исследования показывают, что наибольший интерес у детей вызывает проживание в специально созданных «ситуациях.

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Сущность понятия игровой культуры, особенности и необходимость ее формирования у детей СтатьяСущность понятия игровой культуры, особенности и необходимость ее формирования у детей Игровая культура является спутником человека.

Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях является одной из важных и обсуждаемых.

Проектная деятельность как средство успешной социализации дошкольника Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 21:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Панченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД