Валентина Евгеньевна Приходько
Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды. Практикум для молодых специалистов
Приходько Валентина Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей категории МАОУ гимназии «Мариинская»,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
ТИ им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ) г. Таганрога
Цель: систематизировать знания педагогов о структуре НОД, их классификации и особенностях, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Публикация «Практикум для молодых специалистов „Современные НОД в ДОУ, Их наполнение и виды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Материалы: оборудование для проведения фрагмента традиционного НОД по рисованию (альбомные листы, краски, кисти, стаканчики для воды, восковые мелки, ватные палочки, игрушка для создания сюрпризного момента; карточки с кратким описанием занятия для определения типа занятия; раздаточный материал для педагогов «Виды нетрадиционной НОД», «Сравнительная классификация типов НОД».
Ход практикума:
1. Понятие «НОД» - Что такое занятие? НОД – форма организации обучения в детском саду.
2. Структура занятия - НОД включает в себя три этапа: организация детей, основная часть НОД и окончание НОД. Организация детей:
• Проверка готовности детей к НОД (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
• Создание интереса к НОД (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть НОД:
• Организация детского внимания
• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание НОД:
• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в НОД, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
• Переключение детей на другой вид деятельности
3. Классификация НОД
Основание классификации Название
1. Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний и умений
НОД закрепления ранее приобретённых знаний
НОД творческого применения знаний и умений
Комбинированные НОД (одновременно решаются несколько дидактических задач)
2. Содержание знаний Однотемные (Классические НОД по разделам обучения)
Комплексные
Интегрированные
3. Форма организации Традиционные
Нетрадиционные (НОД - соревнования, НОД - театрализованные, НОД – консультации, НОД – сюжетно-ролевые игры, НОД –взаимообучения, НОД – аукционы, НОД – сомнения, НОД – путешествия, НОД – концерты, НОД – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)
- Каждый из этих типов НОД будет отличаться структурой основной части.
4. Различие комплексной и интегрированной НОД
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные НОД предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированная НОД направлена на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Например: НОД «Сказочная птица - лебедь» включала в себя следующие методические приё мы:
• Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
• Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
• Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
• Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
• Выполнение творческого задания: покажи как двигается лебедь под музыку.
• Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
• Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.
5. Практическое задание
• Педагоги получают карточки с кратким описанием НОД. Необходимо определить, к какому типу НОД они относятся, какие виды деятельности объединяют.
• Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые НОД.
6. Подготовка воспитателя к занятиям
Подготовка воспитателя к НОД состоит из трё х этапов: планирование НОД, подготовка оборудования, подготовка детей к НОД.
Планирование занятий:
• Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход НОД
• Составить план – конспект, который включает в себя:
- программное содержание (образовательные задачи)
- оборудование
- предварительную работу с детьми (если необходимо)
- ход НОД и методические приёмы
• Планировать необходимо не одну НОД, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
• Накануне НОД отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.
• К некоторым НОД нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
• При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающей НОД дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающей они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие НОД. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих НОД. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие НОД в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие НОД лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие НОД строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Рассмотрим модель обучающей (часто её называют традиционной) и развивающей НОД.
Модель построения обучающей НОД
Модель построения развивающей НОД
Подготовка детей к НОД
• Создавать интерес к предстоящей работе
• Предупреждать детей о начале НОД заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на НОД
• Организовать работу дежурных по подготовке к НОД
7. Подведение итога
Вопросы к кроссворду:
1. Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)
2. Одна из разновидностей НОД по форме организации. (Традиционные)
3. НОД, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)
4. НОД – соревнования, НОД – аукционы, НОД – игры, НОД – концерты и т. д. (Нетрадиционные)
5. НОД, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)
6. НОД, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)
Задания к НОД по теме «Поможем Федоре»
1) К Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.
2) Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.
3) В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки. Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.
4) Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.
Карточка 2
Описание НОД по теме «Путешествие в Носарию»
Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос», но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу». Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.
Частью этой НОД был разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своим носом.
В заключении дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.