Татьяна Зеленина
Система сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.
Публикация «Система сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, в отсутствии знаний по дошкольной педагогике и психологии, т. к. многие начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – либо выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя различных профилей, либо выпускники высших и средних учебных заведений непедагогического профиля. Вот почему особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъё ма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Именно по этой причине мы считаем, что адаптация молодых педагогов к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении должна проводиться комплексно: заведующей, старшим воспитателем, психологом при участии всего педагогического коллектива.
Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдаются два одновременно происходящих процесса привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника и организации. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно это приспособление.
В нашем МБДОУ «Детский сад № 35 «Малышок» - сложилась своя система работы с молодыми специалистами. В ДОУ функционирует такое методическое формирование, как «Школа молодого педагога», целью работы которого является создание условий, способствующих росту профессиональной компетентности начинающих педагогов, освоение ими новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы.
Для каждого педагога прохождение определённого этапа профессиональной адаптации индивидуально : по длительности, которую занимает каждый этап, формам и методам работы, используемым администрацией ДОУ. В первый месяц работы молодой специалист проходит начальный адаптационный период - привыкает к новым условиям, коллективу. Старший воспитатель обеспечивает его методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими пособиями, знакомит с методическим кабинетом ДОУ.
Всю методическую работу с молодыми педагогами можно разделить на три этапа :
1 этап - диагностический. На этом этапе идёт изучение личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положительные и отрицательные черты характера. Старший воспитатель и наставник проводят собеседование на знание программы, по которой работает ДОУ. Предлагаются для заполнения анкеты, карты запросов. Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе, в которой работает молодой специалист, планируются пути решения выявленной проблемы.
2 этап - коррекционно-развивающий. Он длится в течение всего учебного года. Проходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство.
В ДОУ применяются разнообразные формы работы с молодыми педагогами, способствующие повышению их профессиональной компетентности :
• анкетирование;
• консультации;
• наставничество;
• посещение открытых показов образовательной деятельности;
• внедрение педагога в общественную работу;
• организация выставок и др.
Наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
Заседания "Школы молодого педагога" проходят один раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе привлекаются опытные, творческие специалисты. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
Например, на семинаре – практикуме «Живое слово» молодые педагоги узнали много нового о культуре и технике речи, работали над интонационной выразительностью голоса, изучали приёмы самомассажа. На семинаре - практикуме на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» старшим воспитателем был представлен теоретический и практический материал, а молодые педагоги презентовали свои дидактические игры по ФЭМП. На деловой игре «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках» молодые педагоги узнали о необходимости сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности дошкольников. Деловая игра позволила молодым педагогам почувствовать себя не только педагогами, но и побывать в роли детей (пели, танцевали, играли).
Применяем и такие формы работы, которые стимулируют интерес и положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение дошкольников, как дискуссии, круглые столы, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, разгадывание кроссвордов.
3 этап - подведение итогов, или аналитический. В конце учебного года мы с педагогами и наставниками проводим анализ результатов работы, оцениваем динамику профессионального роста молодых специалистов, намечаем перспективы дальнейшей работы с ними. На этом этапе можно (с помощью анкетирования) определить рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворённость его работой, отношение к нему воспитанников, то, насколько сам педагог удовлетворён своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом.
Работа, проводимая в ДОУ с молодыми педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать своё образование и профессиональную компетентность. Такая система сопровождения молодых специалистов также позволяет администрации ДОУ развивать и эффективно использовать кадровый потенциал, что способствует повышению качества образовательного процесса в целом.
Список используемой литературы:
1. Волина В., Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.
2. Дубравина С. А., Сергеева И. А., Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2012, №8.
3. Марушина В., Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности //www.mstu.edu.ru, 2002.