Ежова Светлана
Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
В стремительно меняющемся открытом мире главным
профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно
демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться.
Публикация «Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Введение нового профессионального стандарта «Педагог» неизбежно влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки как в высшей школе и в центрах повышения квалификации, так и внутри образовательной организации, в которой он трудится.
В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.
Одно из важнейших направлений, которое мы ставим перед собой, является не просто привлечение молодых специалистов, но и их внутрифирменное обучение.
Внутрифирменное обучение является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте; оно ориентировано на задачи образовательной организации, интересы и затруднения конкретных педагогов, способствует созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию педагогов
Поэтому мы считаем, что эффективным управленческим решением является внутрифирменное обучение молодых педагогов в условиях ДОО, которое способствует повышению профессиональной компетентности молодых специалистов,
позволяет быстро адаптироваться к работе в ДОО,
избежать момента неуверенности в собственных силах,
наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формированию мотивации к дальнейшему самообразованию,
“почувствовать вкус” профессиональных достижений,
раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
В настоящее время отечественный и мировой опыт подтверждает, что именно внутрифирменная форма обучения является одним из эффективных путей решения проблемы обновления и прироста знаний педагогов. Она, безусловно, имеет, свои преимущества:1. Гибкое реагирование на меняющуюся ситуацию.
2. Учёт образовательных потребностей педагогов.
3. Обучение без отрыва от производства.
4. Определение содержания, форм, методов обучения и необходимых ресурсов.
5. Самоконтроля за ходом обучения.
6. Распространение ценного опыта по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования
Обучение в деятельности, выращивание новых знаний в себе.
Организованная в нашей ДОО система наставничества позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала, специалистов ДОО.
1. Наставник демонстрирует на личном примере методически правильное проведение НОД, прогулки, любого режимного процесса, совместно с молодым специалистом планируют будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта НОД, помогает выбрать оптимальные методы и приёмы, которые будут наиболее приемлемы в данное время, подводит итоги предыдущего дня, дает необходимые советы, рекомендации, может ответить на возникающие вопросы.
Кроме осуществления педагогической помощи со стороны - наставников в ДОО на протяжении ряда лет работает Школа молодого специалиста «Ступеньки к мастерству», где рассматриваются теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
На каждого педагога создан банк профессиональных достижений, позволяющий осуществлять мониторинг личных и профессиональных достижений молодого специалиста. Данный банк даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития, и создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности.
2. Введение ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога в дошкольном образовании требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников. В связи с этим стало необходимым разработать Программу развития и обновления кадров.
Традиционной формой, вызывающей интерес, является проведение аукциона педагогических идей, что позволяет обмениваться педагогическими находками новичкам и опытным педагогам. Результатом такой формы работы в ДОО является создание и наполнение методической копилки. 3. Значительная роль в повышении профессионального мастерства педагогов отводится самообразованию. На основе появившихся затруднений начинающий педагог определяет тему, которую углублённо изучает. В случае необходимости, методическая служба нашего учреждения помогает молодому специалисту в выборе темы самообразования. Стала традиционным проведение отчёта по самообразованию на педагогическом совете в виде проектной деятельности.
4. В практике детского сада нами широко используется такая форма методической работы как открытые просмотры, которые позволяют использовать позитивный опыт коллег, осознать свои недочёты. Кроме того, молодые педагоги учатся проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также НОД или досуговой деятельности в группе.
Открытые просмотры в нашем детском саду организуются как стажистами, так и молодыми специалистами, проработавшими 1-2 года.
5. Инновационной технологией в нашем детском саду является интернет-консультирование. Данная технология находится на стадии развития, но первые шаги уже заложены.
Молодой специалист может в любое время получить консультативную помощь старшего воспитателя, опытных коллег по подготовке и проведению открытых мероприятий, рассылается полезная информация, памятки по оформлению документации, разработке планов и др.
- обучение на курсах по дополнительным профессиональным программам.
Целью внутрифирменного обучения является
создание в ДОО условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи: 1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОО. (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие)
Этапы индивидуальной программы профессионального развития педагога ДОО заполнение индивидуальной карты с учётом образовательных потребностей;
составление индивидуальной программы самообразования;
определение степени личного участия в коллективных формах внутрифирменного профессионального обучения;
выбор видов и направлений дополнительного профессионального образования.
Алгоритм внутрифирменного обучения педагогов a) индивидуальная работа с различными источниками информации;
b) организация теоретического семинара;
c) проведение практического семинара;
d) проведение «круглого стола».
Формы работы внутрифирменного обученияa) Научно-практическая лаборатория
b) Проектные группы
c) Тематические педагогические советы
d) Педагогический совет
e) Педагогическая конференция
f) Комплекс инновационного развития.
Результат организации внутрифирменного образования умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
использование различных способов интегрирования информации;
умение самостоятельно формулировать гипотезу;
возможность находить пути решения проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, чётко, уверенно;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
сотрудничать и работать в группе;
самостоятельно заниматься своим обучением;
брать на себя ответственность за принятое решение;
уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми
участие молодых специалистов в конкурсе «Педагогический дебют -2018г» с целью формирования активной жизненной позиции, организаторских способностей, лидерских качеств; для развития творческого потенциала и самореализации благодаря непрерывному росту своего профессионального мастерства.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что внутрифирменное обучение молодых педагогов в условиях образовательной организации позволяет
1. выделить компетентных сотрудников, продвинуть молодых, самостоятельных, творческих, инициативных,
2. подготовить работника к занятию более высокого статуса,
3. обеспечить учреждение квалифицированными кадрами и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.
4. Внутрифирменное обучение сотрудников создает оптимальные условия для модернизации имеющегося кадрового потенциала путём создания и совершенствования системы обучения в образовательном учреждении, как наиболее близкой к педагогам, отвечающей на конкретные запросы и вызовы времени.
Опыт реализации данной системы по выстраиванию карьерного роста педагогов показывает, что система достаточно успешна и эффективна и способствует
построению успешной карьеры наших сотрудников, что отражается в таких результатах,
1. как рост зрелости и сплоченности сообщества образовательного учреждения,
2. рост профессиональной компетентности педагогов,
3. обогащение материальной базы образовательной организации и работа учреждения в режиме развития.
Управление карьерой играет большую роль, как для педагогов, так и в целом для организации. Успешная карьера имеет первостепенное влияние на удовлетворенность педагога не только профессиональными успехами, но и жизнью в целом.
В конечном счете, карьера выступает своеобразным подтверждения успешности трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт и представляя его не просто выполнением своих должностных обязанностей, а целенаправленным развитием в последовательности определенных шагов и ступеней.