саяна иргит
Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Поэтому старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.
Публикация «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В чем же заключается умение "работать с людьми" для меня как старшего воспитателя? Среди педагогов наших детских садов воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому для меня самым трудным является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований руководителя дошкольного учреждения и старшего воспитателя. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ – это условие успешности методической работы в ДОУ.
И главными методами в арсенале старшего воспитателя должны быть убеждение и доказательства, умение слушать и слышать собеседника, коллегу. Даже если воспитатель делает что-то не так, я должна убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.
Актуальность темы. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ : формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, КМО, методическая литература, журналы.
Форма самообразования : Индивидуальная
Срок реализации программы самообразования: 2017 - 2020 гг.
Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, КМО, мастер-классы.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Прогностический - 2017-2018 уч. год. Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Практический - 2018 – 2019уч. год. Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения. Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т. д.)
Обобщающий - 2019 – 2020 учебный год. Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность.
Предполагаемый результат
для старшего воспитателя
1. Расширить знания по данной теме.
2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.
для педагогов :
1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Направления самообразования.
Профессиональное:
1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
2. Пройти курсы повышения квалификации.
3. Посещать семинары разного уровня, КМО, участвовать в обмене опытом.
4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
5. Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
6. Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое :
1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами.
Методическое :
1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
5. Принимать активное участие в работе КМО заведующих и старших воспитателей ДОУ.
6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Формы представления результатов педагогической деятельности :
1. Проведение открытых мероприятий.
2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
3. Выпуск буклетов, памяток.
4. Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ.
План работы по самообразованию на 2017 – 2020 г.
№ Этапы работы Срок
1 - Определение темы самообразования, планирование системы работы;
- Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования;
- Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. 2017, сентябрь
2 - Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме;
- Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ. весь период
3 - Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ;
- Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе. весь период
4 - Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ;
- Мониторинг педагогических кадров : «Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ»;
- Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса;
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- Разработка методических мероприятий с применением ИКТ. весь период
5 - Систематизация используемых материалов;
- Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ. весь период
6 - Участие педагогов в методических мероприятиях;
- Участие в методической деятельности, распространение опыта работы;
- Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс. 2017 – 2020 гг.
7 Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня. В течение периода
8 - Распространение опыта работы в КМО;
- Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения». 2018- 2020 уч. г
9 - Обмен опытом работы;
- Приобретение новых знаний;
- Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. 2017-2020
10 - Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации;
- Оценка эффективности программы самообразования ежегодно май
Эффективность программы :
- достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;
- результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ.
Вывод:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов должно позволить мне получить стабильные положительные результаты:
- увеличению числа педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.
- Педагоги ДОУ станут принимать активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей.
- Делятся опытом на кожуунных методических объединениях.
В целом методическое сопровождение должно оказать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволит педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др., должно опираться на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; найти отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Таким образом, методическое сопровождение должно позволить обеспечению роста педагогического мастерства и на развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.