Эльмира Юмаева
Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С давних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Воспитательные возможности театрализованной деятельности в детском саду широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки. Дети учатся думать, анализировать, делать выводы.
Публикация «Программа „Маленькие актёры“ по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Данная программа дает возможность расширить программное содержание театрализованной деятельности.
Цель: развитие эстетических способностей, совершенствование артистических навыков, знакомство с различными видами театра.
Задачи:
- воспитывать устойчивый интерес у детей к театрально-игровой деятельности,
- развивать интонационную выразительность речи детей, используя импровизационные формы диалогов;
- развивать естественные психомоторные способности, эмоциональную сферу дошкольников;
- развивать умение свободно владеть театральными куклами;
- обеспечить условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Для осуществления целей и задач программы в детском саду создана предметная среда:
- ширмы для театров (кукольного –большая и маленькая, теневого);
- декорации к русским народным сказкам «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок» и пр. ;
- теневые театры, кукольные, верховые куклы на гапите, перчаточный театр, конусной;
- театральные костюмы;
- шапочки-маски;
- наборы пиктограмм;
- материал для проведения этюдного тренажа;
- материал для работы над речью.
Содержание курса и методика
Программа включает в себя систему занятий по блокам : «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Основы театральной культуры», «Кукловождение»
Срок реализации программы : 2 года.
Возраст детей : 5-7 лет
Количество детей : 15 человек.
Количество часов в неделю : 1 час
Место проведения занятий: театральная комната, групповые помещения, музыкальный зал.
Содержание и формы работы :
- театрализованные игры;
- ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, импровизация;
- этюдный тренаж;
- упражнения по формированию навыка овладения театральными куклами;
- игры и упражнения по развитию речевого аппарата, выразительности речи;
- изготовление атрибутов, костюмов для спектаклей;
- показ спектаклей;
- участие в утренниках, досуговых мероприятиях;
- выступление на родительских собраниях;
- посещение спектаклей ГДК, театральных представлений выездных Пензенских театров.
Условия реализации программы :
- эффективное использование имеющейся материальной и предметной среды;
- привлечение родительского потенциала ;
- личностно- ориентированный подход;
- партнерские взаимоотношения в работе других объединений дополнительного образования;
- контролируемость программы;
- творческий поиск педагога;
- обязательность поощрения и похвалы ребенка.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№п. п. Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1.
2.
3.
4.
5. «Игровое творчество»
«Ритмопластика»
«Кукловождение»
«Культура и техника речи»
«Основа театральной культуры» 7
5
10
10
4
1
3 7
5
9
10
1
ИТОГО: 36 4 32
Основная часть
Тема 1 «Игровое творчество»
Практика :
- игры на развитие зрительного и слухового внимания;
- упражнения на снятие зажатости и скованности;
- игры и упражнения на координацию движений, быстроту действий;
- импровизация со сказочными образами под фонограмму(2);
- упражнения на коллективное создание образов персонажей совместно с партнером;
- этюды по сказкам (2);
Тема 2 «Ритмопластика»
Практика:
- игры, упражнения на развитие умения пользоваться жестами, мимикой;
- упражнения на расслабление и напряжение основных групп мышц;
- импровизация движений вальса, польки, народной пляски;
- игры и упражнения на создание образов живых существ;
- этюдный тренаж.
Тема 3 «Кукловождение»
Теория:
- беседы о театральных куклах : рассматривание их, пробные действия с ними.
Практика:
- игры и упражнения на создание танцевальных композиций и игровых импровизаций с театральными куклами;
- упражнения по вождению кукол с «живой рукой»(2);
- работа у зеркала (2);
- работа за ширмой теневого театра;
- работа за ширмой кукольного театра (2);
- создание атрибутов к спектаклям;
Тема 4 «Культура и техника речи»
Практика:
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания, дикции(2);
- игры и упражнения на развитие выразительности речи(2);
- игры и упражнения на развитие диалогической речи(2);
- чтение скороговорок, стихов(2);
- сочинение предложений;
- игра «Фраза по кругу».
Тема 5 «Основа театральной культуры»
Теория:
- беседы о различных видах театра с использованием иллюстраций, видами театрального искусства;
- беседы об основных театральных профессиях;
- беседы об устройстве сцены, о правилах поведения в театре.
Практика:
- этюды на поведение в зрительном зале
Контроль: показ спектаклей для малышей и для старших групп.
Ожидаемый результат первого года обучения:
- дети умеют манипулировать с театральными куклами, знают приемы кукловождения;
- дети умеют взаимодействовать с партнерами по спектаклю;
- дети знают названия театров, различают их;
- дети пытаются выразительно выполнять различные жесты.
Учебно- тематический план
2 год обучения
№п. п. Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1.
2.
3.
4.
5. «Игровое творчество»
«Ритмопластика»
«Кукловождение»
«Культура и техника речи»
«Основа театральной культуры» 6
5
11
8
6
4 6
5
11
8
2
ИТОГО: 36 4 32
Основная часть
Тема 1 «Игровое творчество»
Практика :
- инсценирование хорошо знакомых сказок;
- сочинение новых сказок;
- придумывание новых характеров известным персонажам;
- сочинение пьес из жизни детей и разыгрывание их.
- сочинение этюдов на заданную тему, с нафантазированными обстоятельствами;
- игры на развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности.
Тема 2 «Ритмопластика»
Практика:
- игры, упражнения на развитие умения владеть своим телом;
- упражнения на расслабление и напряжение основных групп мышц;
- упражнения по пластической импровизации
- игры и упражнения на создание образов живых существ;
- этюдный тренаж.
Тема 3 «Кукловождение»
Практика:
- игры и упражнения на создание танцевальных композиций и игровых импровизаций с театральными куклами;
- упражнения по вождению кукол с «живой рукой»(2);
- работа у зеркала (2);
- работа за ширмой теневого театра;
- работа за ширмой кукольного театра (2);
- создание атрибутов к спектаклям;
- создание образов с людьми – куклами (2).
Тема 4 «Культура и техника речи»
Практика:
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания, дикции(2);
- тренаж на построение диалога между персонажами в придуманных обстоятельствах;
- игры и упражнения на развитие диалогической речи;
- чтение скороговорок, стихов;
- сочинение монологов от имени персонажа;
- артикуляционная гимнастика, самостоятельное выполнение.
- упражнения на расширение диапазона и силы звучания голоса.
Тема 5 «Основа театральной культуры»
Теория:
- беседы об особенностях театрального искусства и его отличия от других видов искусства;
- беседы об особенностях театральных профессиях;
- беседы об устройстве театрального здания, архитектуры;
- беседы об атрибутике театрального представления;
Практика:
- этюды на выполнение ролей режиссера, оператора, художника спектакля и прочее (2).
Контроль: показ спектаклей для малышей и для старших групп, драматизация сказок, постановка пьес по детским сюжетам.
Ожидаемый результат первого года обучения:
- у детей развита интонационную выразительность речи ;
- дети умеют владеть пластикой тела, ярко показывая движения разных персонажей;
- дети умеют свободно владеть театральными куклами;
- дети знают виды театра, правила поведения в театре, театральные профессии;
- дети умеют показывать кукольные спектакли.
Используемая литература:
М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М. : ТЦ Сфера, 2003.
И. Я. Медведева «Улыбка судьбы. Роли и характеры» М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.
В. И. Мирясова «Играем в театр» М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Н. Ф. Сорокина Программа «Театр-Творчество-Дети» М. : АРКТИ, 2004.
Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.