Марина Куянова
Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение воспитателя Куяновой М. В.
Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Слайд 2 Высказывание
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Каждый из нас как педагог задается вопросами…
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Слайд 3 Задачи
Давайте посмотрим какие задачи, направления, формы работы с детьми мы должны ставить перед собой в театрализованной деятельности.
• Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам
• Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии)
• Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
•
Слайд 4 Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Слайд 5 Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Слайд 6 Формы работы
• Театральные игры
• Речевые игры
• Ритмопластика
• Инсценировка песен, попевок, хороводов
• Использование различных видов театра
• Драматизация сказок
• Взаимодействие с родителями
Слайд 7 Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада должны быть организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Слайд 8 Виды театра в детском саду
• настольный театр, театр игрушек
• пальчиковый, варежковый театр
• театр кукол би-ба-бо
• театр масок
• театр теней
• ролевой театр
• театр на палочках
• театр на фланелеграфе или магнитный театр
• и другие
Слайд 9-18 Картинки
Слайд 19 Куклы для театра
К сожалению, в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Театрализованная деятельность, как показывает анализ планов воспитательно-образовательной работы, присутствует в жизни наших воспитанников бессистемно, отрывочно. И это, на мой взгляд, наше серьезное упущение…
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Слайд 20-23 Персонажи
Слайд 24 Условия
Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.
Предлагаю обратиться к вопросу организации. Остановимся на условиях, необходимых для полноценной реализации работы по театрализованной деятельности. Выделяют следующие условия:
четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении образовательного процесса;
наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям (развивающая предметно-пространственная среда);
овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
взаимодействия педагогов со специалистами ДОУ (муз. рук., ст. воспит., родителями, социумом;
серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.
Слайд 25 Требования
Основными требованиями к организации театрализованных игр являются :
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Таким образом, в соответствие с ФГОС, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Слайд 26 Начинать знакомить детей можно с 1 мл. группы
Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком.
Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев.
Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди, развивая воображение ребенка
Слайд 27 Основные задачи организации театральной деятельности
в 1 мл. группе
Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, поощрять участие детей в этом виде деятельности
Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.
Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции
Слайд 28 Воспитатель и старшие дошкольники – показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели – различны виды театра : театр картинок (фланелеграф)
Слайд 29 Для детей 2 мл. группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе
Игрушки для него можно сшить из кусочков: ткани, меха, кожи, поролона-они не должны быть большими.
При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше мышки) и фактура (всех кукол для одного спектакля шьют из одного материала).
Слайд 30 В средней группе – переходим к более сложному театру
Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами.
Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой.
Помочь, детям освоить приемы кукловождения.
Слайд 31 В старшей группе следует:
Знакомить детей с марионетками. Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е. деревянной крестовиной)
Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности
Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах
Слайд 32 Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе
• Расширять представление детей об окружающем мире
• Пополнять и активизировать словарь
• Поддерживать инициативу в импровизации
• Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть
• Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать
Слайд 33 Каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?
Ответьте, пожалуйста, каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?
А) во время занятий?
• Во время занятий педагог включает театрализованные игры как игровой приём и форму обучения детей. (Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)
Б) в совместной деятельности детей и педагога вне занятий?
• Чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.
В) в самостоятельной деятельности детей?
• Нужно заметить, что большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:
• Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,
• В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,
• Детям отводят место и время для самостоятельных игр,
• Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры,
Нужно отметить, что воспитатели являются образцами творческого поведения, и именно педагоги способны творчески развитых людей.
Слайд 34 Спасибо за внимание