Приложение МААМ

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Лариса Анатольевна Балабанова
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 378» г. Перми

Балабанова Л. А. - воспитатель

Методическая разработка «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

1. Актуальность проблемы.

Темочки:

Наши наблюдения за детьми показывают, что они в недостаточной степени проявляют инициативность в соблюдении норм и правил, взаимопомощь, отзывчивость, характеризующие нравственную активность дошкольника в игре. Среди выявленных нами причин, тормозящих проявление нравственных чувств детьми, можно отметить следующие: несформированность эмоционально-положительного отношения к сверстникам; неумение взаимодействовать в процессе совместной деятельности и в конфликтных ситуациях; недостаточные представления о способах проявления помощи, поддержки, сочувствия, справедливости; малоответственное отношение ребенка к принятой на себя роли в игре и др.

Результаты анкетирования родителей показывают недостаточное знание задач и содержания нравственного развития детей. В рейтинге качеств личности многие отдают предпочтение интеллектуальному, познавательному развитию. Отмечая необходимость развития самостоятельности, доброжелательности, честности, справедливости, чуткости, коммуникативных навыков, далеко не все представляют себе, каким образом воспитать эти качества личности.

Цель работы: изучение возможности театрализованной деятельности в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Осуществить диагностику уровня нравственного развития детей.

2. Разработать перспективный план использования театрализованной деятельности в нравственном воспитании детей.

3. Осуществить практическое внедрение плана; способствовать повышению уровня нравственного развития детей.

4. Определить эффективность проделанной работы посредством итоговой диагностики.

5. Разработать методические рекомендации для родителей по использованию игры-драматизации в семье с целью нравственного развития детей.

2. Теоретическое обоснование.

Нравственное развитие – процесс становления нравственных свойств и качеств личности. Под нравственным развитием детей понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои чувства, свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

У ребенка должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо, почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения. Однако только знания моральных требований еще недостаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если взрослые уделяют внимание лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих.

Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он знает, что надо помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым, и сам восстает против грубости других; он сочувствует сверстнику, испытывающему страдания, и радуется, разделяя радость других.

3. Специфика старшего дошкольного возраста как сензитивного периода для нравственного развития.

В психологической литературе указывается, что к шести-семи годам дети уже способны регулировать свое поведение, следуя требованиям взрослых и благодаря имеющемуся жизненному опыту, нравственным представлениям. Расширяется и углубляется знание об окружающем, продолжают формироваться навыки и привычки культурного поведения, уважительного отношения к взрослым, дружеских взаимоотношений, моральных представлений о добре и зле, дружбе, справедливости, честности, скромности и др. У детей в этом возрасте начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. К особенностям коллективных взаимоотношений относятся инициативность, способность к самоорганизации, к самооценке, к дружеской критике.

К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому или поделиться с ним.

4. Анализ диагностики нравственного развития детей

на начальном этапе.

С целью организации целенаправленной работы по нравственному воспитанию детей в театрализованной деятельности была проведена диагностика уровня нравственного развития детей на начальном этапе, в которой принимали участие 25 детей старшей группы. Основанием для классификации показателей послужила ориентация на результат воспитательной работы :

1. Когнитивная сфера: знание эмоциональных состояний и способов их передачи; знание норм и правил поведения в игровом и реальном взаимодействии; знание способов разрешения конфликтных ситуаций; осознание таких понятий, как чуткость, доброта, поддержка, справедливость, честность и др.

2. Эмоционально-чувственная сфера: интерес к взаимоотношениям со сверстниками, ответственное отношение к соблюдению правил и норм как в игре, так и в реальной жизни; проявление эмпатии (сочувствия, сопереживания к другому, толерантного отношения к сверстникам.

3. Поведенческая сфера: овладение способами взаимодействия, адекватного поведения в различных ситуациях; самостоятельность в выполнении этических норм и правил; активность, инициативность в нравственном поведении, умение адекватно оценивать себя и других в ситуации взаимодействия.

В зависимости от показателей сформулированы уровни нравственного развития детей :

низкий уровень: недостаточно знает об эмоциональных состояниях человека и способах их передачи; о нормах и правилах поведения в игровом и реальном взаимодействии; редко проявляет доброжелательность, симпатию, заботу, сочувствие в отношении с другими людьми; неадекватно оценивает свое поведение и сверстников.

средний уровень: сформированы представления об эмоциональных состояниях человека и способах передачи этих состояний с помощью мимики и пантомимики; о нормах и правилах поведения в игровом и реальном взаимодействии; о способах разрешения конфликтных ситуаций. Проявляет избирательный интерес к игровым взаимоотношениям со сверстниками; ситуативно проявляет сочувствие, стремление помочь. Не всегда проявляет самостоятельность в выполнении этических норм и правил; не владеет адекватной оценкой поведения своего и других в ситуации взаимодействия.

высокий уровень: сформированы представления об эмоциональных состояниях человека и способах передачи этих состояний с помощью мимики и пантомимики; о нормах и правилах поведения в игровом и реальном взаимодействии; о способах разрешения конфликтных ситуаций;

проявляет доброту, сочувствие, внимание, заботу по отношению к другим; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей;

демонстрирует нравственную направленность поведения, самостоятельность в выполнении этических норм и правил; адекватно оценивает поведение свое и других.

Для выявления наличия или отсутствия того или иного показателя использован ряд методик и карты наблюдения.

По результатам диагностики в начале года к высокому уровню отнесено 36 % детей, к среднему – 52 %, к низкому – 12 % детей. Таким образом, больше половины детей (64%) имели средний и низкий уровень нравственного развития, что подтвердило необходимость целенаправленной систематической работы в данном направлении. Тщательный анализ результатов диагностики и педагогического наблюдения за детьми позволил определить задачи работы с детьми.

Задачи образовательной работы с детьми.

Задачи работы с детьми определены программой «Истоки» и парциальной программой «Социальное развитие детей дошкольного возраста» Л. В. Коломийченко, сформулированы в соответствии с результатами диагностики на начальном этапе:

1. Способствовать формированию знаний:

- об эмоциональных состояниях человека и способах выражения этих состояний (интонация, жесты, мимика, пантомимика, позы);

- о настроении, способах определения и передачи настроения при помощи разных средств (коммуникативных, музыкальных, изобразительных);

- о нормах, правилах и способах поведения в игровых и жизненных ситуациях; способах заботливого, доброжелательного, гуманного отношения к людям;

- о способах разрешения конфликтных ситуаций;

2. 2. Создавать условия для развития эмоционально-чувственной сферы:

- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы поведения;

- способствовать возникновению дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;

3. Содействовать формированию нравственного поведения :

- способов предупреждения и преодоления негативного эмоционального состояния других;

- становлению нравственной активности в игре и реальной жизни: самостоятельного выполнения норм и правил в совместной деятельности, проявлению доброты, отзывчивости, честности, смелости, ответственности, справедливости.

Основными принципами реализации задач являются систематичность работы по воспитанию нравственной активности в театрализованной деятельности, ее взаимосвязь с образовательной работой по всем разделам программы, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Формы, методы и приемы работы

Для реализации задач нравственного воспитания детей был разработан перспективный план, включающий постановку спектаклей по народным сказкам, игры на развитие коммуникативной деятельности - сенсомоторные, адаптивные, народные (классификация С. Л. Новоселовой); беседы по произведениям художественной литературы, Подбирая игры, произведения художественной литературы, мы использовали методические материалы Смирновой Е. О., Холмогоровой В. «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам»; Смирновой Е. О. «Особенности общения со сверстниками», Золотаревой Е. К. «Чтоб сердце мудрым было», составили картотеку бесед и игр для каждого блока, выбрали художественные произведения (сказки) для игр-драматизаций и постановки спектаклей (см. план).

В педагогической работе с детьми использовали такие формы организации, как занятия (по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, музыке, изобразительной деятельности, игры с правилами (на прогулке, в утренние и вечерние часы, беседы, обсуждение игровых и реальных ситуаций в течение дня.

Работа с детьми строилась поэтапно. Целью первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Внимание и доброжелательное отношение сверстников друг другу являются основой взаимоотношений в детском коллективе, поэтому игры, в которых дети говорят друг другу приятные слова, дают ласковые имена, стараются сделать что-то приятное для товарищей, являются эффективным средством объединения. Таковы игры «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты», «Царевна Несмеяна», «Подарки», «Конкурс хвастунов». Эти игры могут также оказывать коррекционное воздействие на детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, нарушающих правила поведения.

Часть игр направлена на формирование умений правильно воспринимать друг друга, понимать движения, действия, слова. Наилучшим способом правильно понять друг друга является воспроизведение чужих слов или действий: игры «Испорченный телефон», «Зеркало», «Где мы были…», «Эхо», «Бабушка Маланья». «Волны».

Дидактические игры, этюды, упражнения являются средством, развивающим способность детей передавать различные эмоциональные состояния и понимать настроение героев литературных произведений.

Для развития у детей чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирования внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу были подобраны специальные игры: «Порви круг», «Поводырь», «Волшебники», «Биография по фото». Например, в игре «Поводырь» у детей появляется чувство ответственности за другого человека, доверительное отношение друг к другу. Игра «Порви круг» дает возможность почувствовать себя сплоченной группой. Упражнение «Биография по фото» дает возможность детям попробовать понять настроение, эмоциональное состояние человека и представить возможные причины этого состояния, переживаний. Народные хороводные игры также являются эффективным средством объединения детей, вызывают интерес к совместной игре. Содержание и правила этих игр направлены на воспитание доброго отношения друг к другу, принятие каждого и неизменно вызывают радость и удовольствие у всех детей.

На втором этапе главной целью становится осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта ребенка. Осознание, понимание детьми нравственных категорий – процесс сложный, требующий постоянной работы. Такие методы, как беседа по произведениям художественной литературы, обсуждение с детьми игровых ситуаций и реальных поступков способствуют формированию представлений о правилах и нормах поведения, осознанию таких нравственных понятий как чуткость, доброта, смелость; дифференциации понятий честность и лживость, лень и трудолюбие, щедрость и жадность, сочувствие и равнодушие.

Широко используем дидактические игры как средство уточнения, дополнения и закрепления представлений о нравственных нормах и правилах взаимоотношений между людьми. Прежде всего, это словесные игры, в которых дети называют слова, обозначающие те или иные качества: смелость-трусость, добрый – злой, щедрый – жадный и т. д. (игра «Скажи наоборот»); подбирают синонимы к словам: добрый, чуткий, заботливый и т. д. (игра «Скажи по-другому»). Игры типа «Закончи предложение», «Добавь слово» упражняют детей в осознании правил и норм поведения.

Дидактические упражнения, такие как «Подбери название к картинке», «Кто кому помог?», «Кто проявил милосердие?», «Кто поступил честно?», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие проводятся с использованием сюжетных картинок, изображающих различные ситуации; дети должны оценить нравственность поступка, доказать свою правоту, выразить свое отношение.

Большая группа дидактических игр построена на основе сказок, в которых герои также проявляют как положительные, так и отрицательные качества; «Кто из какой сказки», «Какое настроение у сказочного героя и почему», «Собери сказку», кроссворды «Сказочные герои». Анализируя поступки сказочных персонажей, дети находят подтверждение главному смыслу – добро побеждает зло, зло наказуемо, надо творить добро.

Для формирования привычки к нравственным поступкам использован метод моделирования: «Карта добрых дел», «Добрая копилка», «Дерево правил». Цель этого метода – помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности к ним; воспитывать стремление к выполнению нравственных норм и правил, помочь преодолеть свои недостатки. Вместе с детьми изготовили модель – карту с нанесенными на нее символами, обозначающими различные добрые дела: забота о друзьях (взаимопомощь, выручка, поддержка в игре и жизненных ситуациях, помощь малышам (на прогулке, изготовление и ремонт книжек, игрушек, подарков и т. д., помощь птицам (изготовление кормушек и подкормка, забота о близких взрослых (изготовление поздравительной открытки, подарка, помощь по дому – со слов родителей) и др. Детям, проявившим доброту, участие, помощь присваиваются соответствующие фишки. Над моделью «Дерево правил» работали также сообща с детьми: договаривались, какие правила важны для нашей группы, как мы их изобразим, какими символами. Сформулировали запрещающие и разрешающие правила, привлекли родителей, которые вместе с детьми придумывали правила в стихах: «На занятии всем нужно слушать воспитателя, скоро в школу нам идти надо обязательно» (Денис, «Если спать пора настала – не шуми и не болтай, поскорее засыпай» (Уля) и др. Правила, предложенные детьми, выполняются очень тщательно, что позволяет говорить об ответственности детей.

Для формирования у детей представлений о нравственных нормах используются произведения художественной литературы. Художественные образы помогают раскрыть, оценить не только положительные, но и отрицательные стороны поступков. В ходе беседы о прочитанном дети сравнивают свои поступки с поступками персонажей, собственное ролевое поведение в игре с поведением героев; получают представление о различных формах проявления взаимопомощи: помощь-совет («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебник изумрудного города», забота («Айболит», утешение («Царевна-лягушка», поддержка («Двенадцать месяцев», «Морозко», «Серая Шейка», защита (сказка «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса и т. д. В беседах по литературным произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания понятий «помогать», «выручать», «дружить».

Для побуждения детей к нравственно-ценному поведению основным средством являются практические методы: использование реальных и организация проблемных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций. В жизни группы постоянно возникают ситуации, которые важно не пропустить и правильно использовать для развития у детей стремления проявить заботу, помощь, сочувствие. Пишем письма заболевшим детям, готовим подарки к дню рождения, помогаем найти потерянную вещь, поздравляем с рождением сестрички или братика. Дети привыкают делиться с воспитателем и товарищами своими переживаниями, и откликаться на них эмоционально и практически. В результате у детей развивается чуткость, способность правильно реагировать на настроение и чувства близких людей.

Целью третьего этапа является подготовка к драматизации или инсценировке сказки.

В план театрализованной деятельности вошли сказки, в которых дети в образе персонажей проявляют доброту, отзывчивость, смелость, ответственность, заботливость. В сказках присутствуют и отрицательные герои, такова Дуня-ленивица в сказке «Про Дуню-ленивицу и волшебника Ох», лиса в сказке «Лиса, заяц и петух», Волк в сказке «Мешок яблок» и др. Дети не всегда охотно соглашаются на эти роли, Предварительный анализ характеров персонажей помогает детям правильно оценить значение этих ролей в сказке и помочь дистанцироваться от отрицательных образов. И, конечно, на роль таких героев берём детей по желанию, при этом выбираются разные дети.

При подготовке спектакля соблюдали следующий алгоритм:

1. Чтение произведения, обсуждение персонажей, их характеров

2. Беседа: кто из персонажей понравился, кого хотели бы сыграть. Пробы на роль: все желающие пробуют изобразить одного из героев по желанию. Результат – распределение ролей.

3. Разработка сценария: добавление ролей по необходимости, чтобы все дети были заняты в спектакле, подбор музыки, песен, стихов для дополнение роли.

4. Разучивание ролей, создание образа персонажа: подбор средств выразительности (мимика, пантомимика, характер).

5. Работа с родителями: помощь в изготовлении костюмов и декораций.

6. Изготовление афиши и программок к спектаклю.

Заключение. Результаты и перспективы работы.

С целью определения эффективности проделанной работы была проведена итоговая диагностика нравственного развития детей.

Когнитивная сфера. Понимают эмоциональное состояние другого человека и особенности взаимоотношений в разных ситуациях, знают нормы и правила поведения в игровом и реальном взаимодействии, способы справедливого разрешения конфликтных ситуаций 84% (21 человек); допускают ошибки при определении – 4% (1 человек).

Эмоционально-чувственная сфера. Для изучения проявления у детей доброжелательности, симпатии, сочувствия по отношению к другим людям была использована методика Л. В. Коломийченко.

Доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, проявляют симпатию, сочувствие, заботу, помощь по отношению к другому в реальной жизни и в играх - 72% (18 человек)

Проявляют ситуативно, избирательно - 28% (7 человек)

Поведенческая сфера. Для определения овладения детьми способами взаимодействия, адекватного поведения в различных ситуациях; самостоятельного выполнения этических норм и правил; инициативностью в нравственном поведении, умением адекватно оценивать себя и других в ситуации взаимодействия были использованы карты наблюдения. В результате обработки данных, дети распределены по трем уровням:

Нравственная направленность поступков, выполнение этических норм и правил во взаимодействии характерна для 80% (20 человек); неустойчивость, ситуативность этических навыков поведения – 20 % (5 человек).

Таким образом, высокий уровень нравственного развития наблюдается в среднем по группе у 77% детей, средний – у 23% детей, к концу года в группе нет детей с низким уровнем развития нравственной активности.

Анализ результатов диагностики, наблюдение за взаимодействие детей в игровой деятельности и в повседневной жизни продемонстрировали высокий уровень проявления таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, чуткость, щедрость.

У детей сформированы устойчивые представления о нравственных нормах поведения; умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть; анализировать свои поступки и относить их к хорошим или плохим; наблюдается позитивная динамика в развитии самооценки; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам, научились замечать достоинства товарищей, радоваться их успехам; дети стремятся к выполнению нравственных норм и правил в игровой деятельности и в реальной жизни, проявляют сочувствие, заботу, желание помочь, справедливость в разрешении различных ситуаций.

Таким образом, педагогическое руководство театрализованной деятельностью является эффективным средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец,.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. «Знание только тогда знание, когда оно обретено.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста". Воспитатель: Юлдашева.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Фотоотчет о реализации регионального компонента в театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о реализации регионального компонента в театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Реализация регионального компонента ООП ДО «Сп ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок» Художественная литература открывает и объясняет.

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаТворческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Актуальность проекта Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно.

Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педсовет"Значение театрализованной деятельности у детей в детском саду". Выступление"Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Опубликовано: 14 января 2018 в 21:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Анатольевна Балабанова (УИ 423756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД