Ирина Юлдашева
Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста".
Воспитатель: Юлдашева И. Э.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «детский сад №19 Светлячок».
Публикация «Проект „Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Адрес: Московская область, г. Королёв, ул. Карла Маркса,д. 12а.
Воспитатель Юлдашева И. Э.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: творческий,игровой, коллективный.
Участники проекта: дети 6-7 лет подготовительных групп, воспитатели, специалисты ДОУ, музыкальный работник.
Актуальность проекта: Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу;познает радость, связанную с преодоление трудности общения, неуверенности в себе. Участвуя в театральной деятельности дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Поэтому участие детей в театральных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Цель проекта: 1) Приобщить детей к театрализованной деятельности, способствовать формированию творческой личности.
2) Развивать коммуникативные навыки у детей.
3)Создавать условия для развития эмоциональной, волевой,познавательной,двигательной сферы.
4)Развивать выразительность,грамматность речи,формировать словарный запас,правильное звукопроизношение.
5) Расширять взаимодействие с родителями.
Задачи: 1)Побудить интерес детей к театрализованной игре;
2)Расширять прдставление о театрализованной деятельности, атрибутах, декорациях; прививать детям первичные навыки в области театрализованного искусства (использование мимимки, жестов, голоса);
3)Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
4)Привлечь внимание родителей к театрализованной деятельности.
Форма работы с детьми: беседа,диагностика,игра "Как вести себя в театре", совместная деятельность с детьми в режимных моментах, непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, разыгрывание сказок, художественное чтение.
Форма работы с родителями: индивидуальные беседы на тему: "Играете ли вы с ребенком в театр" ,консультирование, стенгазета для родителей, вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности.
Методы и приемы: -творческая деятельность (игровое,песенное,танцевальное творчество);
- игры-драматизации, игры-превращения;
- упражнения по дикции,упражнения на развитие мимики;
- репетиции и обыгрывание сказок.
Используемые средства: - костюмы,декорации;
- детские музыкальные инструменты;
-наглядные иллюстрации сказок,
-театральные уголки.
Содержание работы.
Первый этап. Подготовительный
• мониторинг творческих способностей детей,их умений и навыков; обобщение и анализ полученных данных (приложение №1).
Разработка сценариев мероприятий.
• Составление перспективного плана театрализованной деятельности, организация работы по театрализованно дейятельности в режимных моментах дня.
Второй этап. Основной:
• Беседы, рассказы, игры-драматизации, упражнения по формированию выразительности,мимики, артикуляционного аппарата;
• Выразительное чтение литературных произведений, знакомство с инсценировкой, работа над ролью
Консультация для родителей (Приложение 2).
• Изготовление атрибутов, костюмов,оформление зала.
• Чтение сценария сказки, слушание музыки,рисование сюжетов сказки.
Третий этап. Заключительный.
• Организация театрализованных спектаклей "Репка" и "Колобок" для младших групп
• Итоговая беседа с детьми о впечатлениях праздника.
• Отчет в виде газеты и фотовыставки для родителей;
• Представление работы по театрализованной деятельности детей через презинтацию проекта;
• Отзывы родителей.
Результаты проекта.
• Во время театрализованный деятельности дети приобрели речевые навыки, речь стала эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
• Обогатился театрализованный опыт дошкольников, расширился их кругозор, повысился культурный уровень.
• Опыт работы показал, что участие в данном проекте позволило преодолеть у отдельных детей робость,неуверенность в себе, застенчивость.
Дальнейшее развитие проекта.
Продолжать работу по данной теме. Обогащать театрализованный опыт дошкольников, воспитывать выразительность речи:создавать условия для развития позетиивных качеств личности каждого ребенка.
Отчет о реализации проекта.
Творческий проект проводился в течение учебного года. В ходе совместной деятельности у детей активизировался интерес к творческой деятельности, обогатился словарь. Дети приобрели навыки общения, появился интерес к театрализованной деятельности.
Вся работа была построена в творческом направлении. В процессе реализации проекта у дошкольников сформировались чувства уверенности в себе, повысилась самооценка; жизнь стала интересней,содержательней,наполнилась радостью творчества.
Приложение №1
Диагностика детей 6-7 лет подготовительной группы
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Результаты диагностики 30–ти исследуемых детей показали:
Приложение №2
Консультация для родителей «Развитие детей в
театрализованной деятельности».
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это
исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду
имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в
театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая
различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети,
подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных
произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев
пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность,
сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать
хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более
раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и
излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей:
развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются
физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того,
занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия,
смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных
разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития
детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он
эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда
почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый
читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них
неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски,
звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе
с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши
добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность
театрализованных игр дают возможность использовать их в целях
всестороннего воспитания личности. Ниже мы приводим примеры игр, которые
способствуют развитию театральных способностей у ребёнка.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со
словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!Водящий называет по имени сказавшего ему : «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью
жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной
доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно
четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной
артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).
Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать
труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
["i]Испорченный телефон[/i]"
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а
последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую
моторику рук, внимание, воображение и память.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение
людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать
с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не
требуется особых наблюдений.
Покажите, как :
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую
рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
Парикмахера, пожарника,
строителя, космонавта.
Выразительное чтение стихов.
Основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно
выразить свое понимание рассказанного с использованием элементарных средств
выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной
окраски, что в дальнейшем поможет ребёнку при постановке сказки. Игра «Чудесный мешочек»
С помощью этой игры, ребёнок учится описывать предмет, чувствуя его руками,
учится правильно составлять предложения.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность
театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть
содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого
не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь
умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается
на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация
служит для ребенка средством проявления артистических способностей,
развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку,
стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Приложение №3
Драматизация музыкальной сказки: "Репка"