Татьяна Бурмистрова
Программа кружковой работы «Развивайка» по развитию речи и познавательных процессов у детей с ОНР и ЗПР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИВАЙКА»
(по развитию речи и познавательных процессов у детей с ОНР и ЗПР в старшей группе)
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой работы „Развивайка“ по развитию речи и познавательных процессов у детей с ОНР и ЗПР в старшей группе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством» организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив. В процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отличаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 5-7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длинный срок.
Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигается к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 5-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные предметы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки и всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6-ти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Поддьяков Н. Н. показал, что в возрасте 4-6 лет интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного, т. е. наглядно-действенного мышления, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления. Данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Цель данной программы : Развитие речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР.
Совершенствование методов и приёмов работы по развитию речи и познавательных процессов в коррекционно - логопедической работе с детьми, имеющими ОНР и ЗПР.
Задачи:
1. Формирование представлений об окружающем мире, явлениях и объектах природы и социального окружения.
2. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
3. Формирование умения сравнивать количество, форму, величину предметов.
4. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Ожидаемые результаты:
Сформированность произвольной деятельности.
Адресно-максимальный уровень развития психических процессов.
Умение организовывать свою деятельность в соответствии с целью.
Умение общаться.
Учебный план:
Проводятся занятия 1 раз в неделю (понедельник)
Время проведения: 15.30 ч.
Длительность: 20 – 25 минут
Перспективный план кружковой работы на 2017 – 2018 уч. год
Месяц № Тема Задачи Содержание
Сентябрь 1 «Наше тело» Формирование представлений о частях тела, их предназначении. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Формирование умения сравнивать людей по возрасту, половой принадлежности, внешним данным. 1. «Найди ошибку»
2. «Я скажу, а вы покажите»
3. «Подумай и ответь»
4. «Какой по счету?»
5. «Будь внимателен»
6. «Закончи предложение»
2 «Игрушки» Формирование представлений об игрушках и материалах, из которых они сделаны, внешних признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать игрушки по внешнему виду, величине, назначению. 1. «Узнай игрушку»
2. «4 лишний»
3. «Подбирай, называй, запоминай»
4. «Что изменилось?»
5. «Магазин игрушек»
6. «Сравни игрушки»
7. «Посчитай»
Октябрь 1 «Детский сад»
Формирование представлений о детском саде, о помещениях и сотрудниках детского сада. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. 1. «Угадай кто это?»
2. «Цепочка слов»
3. «4 лишний»
4. «Составь предложение»
2 «Осень. Признаки осени» Формирование представлений об осени как времени года, характерных признаках осени. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать признаки осени с признаками лета. 1. «Когда это бывает?»
2. «Хлопни – топни»
3. «Подбери картинку»
4. «Какая погода?»
5. «Закончи предложение»
3 «Овощи. Огород» Формирование представлений об овощах, их свойствах, характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать количество, форму, величину овощей. 1. «Подними картинку»
2. «Исправь ошибку»
3. «4 лишний»
4. «Что изменилось?»
5. «Выложи»
6. «Посчитай»
4 «Фрукты. Сад» Формирование представлений о фруктах, их свойствах, характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать количество, форму, величину фруктов. 1. «Цепочка слов»
2. «Что исчезло?»
3. «4 лишний»
4. «Ответь на вопросы»
5. «Магазин»
6. «Сравни фрукты»
5 «Грибы и ягоды» Формирование представлений о грибах и ягодах, их свойствах, характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать количество, форму, величину грибов и ягод. 1. «Подними картинку»
2. «Исправь ошибку»
3. «4 лишний»
4. «Что изменилось?»
5. «Выложи»
6. «Посчитай»
Ноябрь 1 «Лес. Деревья и кустарники» Формирование представлений о деревьях и кустарниках, их свойствах, характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать количество, форму, величину деревьев и кустарников. 1. «С чьей ветки детка?»
2. «Цепочка слов»
3. «Что прибавилось?»
4. «Запомни – повтори»
5. «4 лишний»
6. «Посчитай»
2 «Перелетные птицы»
Формирование представлений о перелетных птицах, их характерных признаках, о пользе приносимой птицами. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать птиц по внешнему виду, величине. 1. «Цепочка слов»
2. «Кто как кричит»
3. «Найди птицу»
4. «Кого нет?»
5. «Посчитай»
3 «Одежда» Формирование представлений об одежде, необходимости одежды человеку, материале, из которого изготовлена. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать виды одежды по внешнему виду, цвету, величине, назначению. 1. «Исправь Незнайку»
2. «Девочки, мальчики»
3. «Часть, целое»
4. «Что забыл нарисовать художник?»
5. «Почему так называются?»
6. «Найди одинаковые пуговицы»
4 «Обувь» Формирование представлений об обуви, материале, из которого изготовлена. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать виды обуви по внешнему виду, цвету, величине, назначению. 1. «Подбери предметы»
2. «4 лишний»
3. «Часть – целое»
4. «Почему так называются?»
5. «Сосчитай»
Декабрь 1 «Дом и его части» Формирование представлений о домах, материале, из которого построены. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать дома по внешнему виду, цвету, величине. 1. «Чего нет?»
2. «Счет»
3. «Разложи предметы»
4. «4 лишний»
5. «Составь предложение»
2 «Мебель. Части мебели» Формирование представлений о мебели и ее видах, необходимости мебели человеку, материале, из которого изготовлена. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать предметы мебели по внешнему виду, цвету, величине, назначению. 1. «4 лишний»
2. «Выполни действие»
3. «Доскажи словечко»
4. «Подбери по форме»
5. «Сосчитай»
6. «Скажи наоборот»
3 «Зима. Признаки зимы» Формирование представлений о зиме как о времени года, характерных признаках зимы. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать признаки зимы с признаками осени. 1. «Когда это бывает?»
2. «4 лишний»
3. «Покажи цифру»
4. «Один – много»
5. «Дополни предложение»
4 «Новый год» Формирование представлений о празднике, его особенностях и традициях. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. 1. «Запомни ряд картинок»
2. «Найди отличия»
3. «Считай, не ошибайся»
4. «Назови правильно»
Январь 1 «Зимние забавы» Формирование представлений о разнообразии зимних игр и развлечений. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения дифференцировать предметы и оборудование для организации зимних игр. 1. «4 лишний»
2. «Подбери пару»
3. «Угадай-ка»
4. «Это кто?»
5. «Сосчитай»
2 «Зимующие птицы» Формирование представлений о зимующих птицах, их характерных признаках, о пользе приносимой птицами. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать птиц по внешнему виду, величине 1. «Узнай по описанию»
2. «Цепочка слов»
3. «Кто как голос подает?»
4. «4 лишний»
5. «Назови птенцов»
6. «Чьи перья?»
3 «Дикие животные и их детеныши» Формирование представлений о диких животных, их характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать животных по внешнему виду, величине. 1. «У кого кто?»
2. «Узнай по описанию»
3. «Угадай у кого?»
4. «Разложи по порядку»
5. «Сравни животных»
6. «Выполни команду»
4 «Домашние животные и их детеныши» Формирование представлений о домашних животных, их характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать животных по внешнему виду, величине. 1. «Кого не стало?»
2. «4 лишний»
3. «Исправь ошибку»
4. «Отгадай, кто это?»
5. «Сравни»
Февраль 1 «Профессии» Формирование представлений о профессиях, их значении для человека, об общественной значимости профессий. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать профессии, орудия труда, механизмы, помогающие в работе. 1. «Исправь Незнайку»
2. «Что изменилось?»
3. «Назови профессию»
4. «Подбери картинки»
5. «Выполни команду»
2 «Транспорт» Формирование представлений о транспорте, о назначении транспорта, группах транспорта. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать группы транспорта, назначение деталей, частей транспорта. 1. «Кто чем управляет?»
2. «4 лишний»
3. «Летает – не летает»
4. «Скажи наоборот»
5. «Найди машины»
3 «Наша Армия» Формирование представлений об армии и ее назначении, о защитниках Отечества и сути праздника День защитника Отечества. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения различать военную технику и основные рода войск. 1. «Путаница»
2. «Кто и где охраняет нашу Родину?»
3. «4 лишний»
4. «Выполни команду»
5. «Составь предложение»
4 «Семья» Формирование представлений о семье, ее членах, их характерных признаках, о взаимоотношениях в семье. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать членов семьи по возрасту, по принадлежности к полу, внешнему виду. 1. «Покажи где?»
2. «Кто кем был?»
3. «Исправь ошибки»
4. «Ответь на вопросы»
5. «Больше – меньше»
Март 1 «Мамин праздник» Формирование представлений о праздновании Международного женского дня и о том, кому он посвящен. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения различать профессии мам. 1. «Путаница»
2. «Найди слова»
3. «Моя мама»
2 «Весна. Признаки весны» Формирование представлений о весне как о времени года, характерных признаках весны. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать признаки весны с признаками зимы. 1. «4 лишний»
2. «Ответь на вопрос»
3. «Перед, за, между»
4. «Слушай и делай»
5. «Нет кого, чего?»
3 «Комнатные растения» Формирование представлений о комнатных растениях, их характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать комнатные растения по внешнему виду, величине, окраске соцветий, ширине листьев, высоте и толщине стеблей. 1. «Узнай по описанию»
2. «Что общего?»
3. «Лепестки»
4. «4 лишний»
5. «Сосчитай»
4 «Посуда» Формирование представлений о посуде, материале, из которого она изготовлена, необходимости посуды для человека. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать посуду по внешнему виду, величине, цвету, назначению. 1. «Угадай предмет посуды»
2. «Цепочка слов»
3. «Разложи продукты»
4. «Исправь Незнайку»
5. «Ответь на вопросы»
Апрель 1 «Продукты питания» Формирование представлений о продуктах питания, необходимости продуктов питания человеку, из чего изготавливают продукты питания. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать продукты питания по вкусовым качествам и способу приготовления. 1. «4 лишний»
2. «Разложи продукты»
3. «Найди ошибки»
4. «Исправь Незнайку»
5. «Сосчитай продукты»
6. «Скажи наоборот»
2 «Космос» Формирование представлений о понятии «космос», планетах солнечной системы, значении Солнца для Земли. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать планеты по величине, удаленности от Солнца. 1. «4 лишний»
2. «Найди предметы»
3. «Исправь ошибки»
4. «Сосчитай и назови»
3 «Наш поселок» Формирование представлений о поселке. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать поселок с деревней, различать учреждения по предназначению. 1. «Ответь на вопросы»
2. «Сравни дома»
3. «Кто вы такие?»
4. «Составь предложение»
4 «Наша страна» Формирование представлений о нашей стране. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать поселок с городом. 1. «Ответь на вопросы»
2. «Город и деревня»
3. «Кто вы такие?»
4. «Составь предложение»
Май 1 «Жители водоемов» Формирование представлений о жителях водоемов, их характерных признаках, о приносимой ими пользе. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать жителей различных водоемов по внешнему виду, величине. 1. «Цепочка слов»
2. «4 лишний»
3. «Выбери нужное слово»
4. «Рыболов»
5. «Веселые задачи»
2 «Насекомые» Формирование представлений о насекомых, их характерных признаках, о приносимых пользе или вреде. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Формирование умения сравнивать насекомых по внешнему виду, величине. 1. «Угадай, кого не стало?»
2. «Цепочка слов»
3. «Закончи предложение»
4. «Исправь ошибки»
5. «Путаница»
6. «Кто это?»
3 «Хлеб» Формирование представлений о хлебе и злаках, о пользе для человека, их свойствах, характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. 1. «Цепочка слов»
2. «Что исчезло?»
3. «4 лишний»
4. «Ответь на вопросы»
5. «Магазин»
6. «Сравни колоски»
4 «Цветы на лугу и в поле» Формирование представлений о цветах, их характерных признаках. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Формирование умения сравнивать цветы по внешнему виду, величине 1. «Узнай по описанию»
2. «Что общего?»
3. «Лепестки»
4. «4 лишний»
5. «Сосчитай»
5 «Времена года» Закрепить представления о временах года, характерных признаках, последовательной смене времен года. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Формирование умения сравнивать признаки времен года. 1. «Подскажи словечко»
2. «Исправь Незнайку»
3. «Пословицы и поговорки»
4. «До, между, после»