Ольга Коновалова
Программа кружка для старшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка для старшего дошкольного возраста "Пластилиновая сказка". Пояснительная записка.
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая, работа по улучшению эстетического воспитания, развитие творческих способностей детей, интеллектуальных и мыслительных процессов, трудовых умений и навыков.
Публикация «Программа кружка для старшего дошкольного возраста „Пластилиновая сказка“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с пластилином.
2. Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
3. Актуальность программы.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, была разработана программа художественной направленности “Волшебные пальчики”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Дополнительная программа «Волшебные пальчики» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Пластилинография в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
4. Отличительные особенности программы.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОО с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.
6. Цель программы.
- Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
7. Задачи программы.
5-6 лет
Обучающие задачи:
• Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
• Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
• Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
• Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
8. Возраст детей.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Это обусловлено тем, что к 5 годам деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать по собственному замыслу. Ребенок овладевает умением сопоставлять предметы не только по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину, ориентируется в пространстве.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
9. Срок реализации программы.
Срок реализации программы : 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю длительностью 25 минут во второй половине дня, по подгруппам. Общее количество занятий в год – 69 занятий (сентября - май). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желании детей. Гибкая форма организации детского труда досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут :
знать:
- прием надавливания.
- прием вдавливания.
- прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- правильную постановку пальца.
- прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
уметь:
- не выходить за контур рисунка
- пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- использовать несколько цветов пластилина
- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- доводить дело до конца
- аккуратно, выполнять свои работы
- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
- восстановлению последовательности выполняемых действий
- действовать по образцу воспитателя
- действовать по словесному указанию воспитателя
владеть:
- овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы; выпуклые и объемные объекты;
- вырабатывать усидчивость;
- развивает мелкую моторику пальцев
- сохраняет интерес к занятию
12. Форма подведения итогов.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.