Ирина Щепетинникова
Пояснительная записка к АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ (далее - Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса (образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего) в группах компенсирующей направленности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Публикация «Пояснительная записка к АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 года № 1155, с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014; «Примерной адаптированной Программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
При составлении Программы также учитывались рекомендации Федерального Института Развития Образования (ФИРО): Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15.
Нормативно-правовые основы разработки Программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
• Федеральный государственный образовательный стандарт, приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г.
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067, ред. от 17.07.2015);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26);
• Устав Муниципального казенного дошкольного учреждения «Детский сад № 9 компенсирующего вида», утвержден постановлением администрации муниципального образования город Ефремов от 05.02.2015 № 212.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования, наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, возрастные характеристики и особенности контингента воспитанников МКДОУ, планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров, оценку качества образования.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, а также включает описание коррекционно- образовательной работы, что обеспечивает адаптацию, социализацию и интеграцию детей с ОВЗ в образовательное пространство и общество.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми,
– познавательно - исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними,
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры,
а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
– конструктивно-модельная деятельность с применением разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
– двигательная (овладение основными движениями, формы активности ребенка).
Организационный раздел Программы предполагает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
–особенностей организации образовательного процесса,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
В каждом из разделов основная часть Программы дополнена частью, формируемой участниками образовательных отношений, что позволяет отразить особенности реализации Программы в МКДОУ. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, определено как: не менее 60% и не более 40%.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий, с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Программа также содержит развивающее оценивание достижения целей в форме
педагогической диагностики развития детей, а также качества реализации Программы МКДОУ. Система оценивания качества реализации Программы направлена на оценивание созданных дошкольным образовательным учреждением условий внутри образовательного процесса.
Программа завершается краткой презентацией (Дополнительный раздел) и описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») .