МААМ-картинки

Программа кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин большого мира»

Наталья Коршунова
Программа кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин большого мира»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад № 32 «Песенка»

Программа кружковой работы (Бесплатного творческого

объединения) по правовому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

«Я – маленький гражданин большого мира»

Автор:

воспитатель МБДОУ

Публикация «Программа кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Я — маленький гражданин большого мира“» размещена в разделах

«Детский сад № 32

«Песенка»

Коршунова Наталья

Анатольевна

Архангельск 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент Экзюпери писал: "Мы в ответе за тех, кого приручили. " С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от Политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста*, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Сегодня, с положениями Конвенции о правах ребенка, знакомы 1% родителей, о существовании Семейного кодекса-58%, об остальных документах Российской Федерации имеется смутное представление.

Организуя работу по вопросам правового воспитания, рекомендуется опираться на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях :

- с воспитателями;

- с родителями;

- с детьми.

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию необходимо рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

При отборе материала по правовому воспитанию учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывается то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

___

*С основами правового воспитания, по рекомендации ЮНЕСКО (1974 г., предлагается знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, однако это процесс долгосрочный.

Теоретической основой курса занятий по правовому воспитанию являются Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Декларация о правах ребёнка, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка» Российской Федерации.

В основу технологии легли следующие документы:

РЕЗЮМЕ ПРАВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (ЮНИСЕФ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

4. Дети имеют право на медицинский уход.

5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

6. Дети имеют право на отдых.

7. Дети имеют право на бесплатное образование.

8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

РЕЗЮМЕ К СТАТЬЯМ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Курс занятий по правовому воспитанию направлен на решение следующих задач:

1. Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

2. Развивать Я-сознание ребёнка, свободу самовыражения и самопрезентации.

3. Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

5. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6. Научить разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.

7. Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса :

1. Непосредственно образовательная деятельность.

2. Продуктивные виды деятельности: тематическое рисование, лепка, аппликация, конструирование.

3. Игровая деятельность: настольно – печатные, дидактические, обучающие, подвижные, СРИ, театрализованные.

4. Знакомство с художественной литературой.

5. Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

6. Беседы.

7. Просмотр DVD дисков, презентаций, аудиозаписи.

8. Использование символов-схем.

9. Приёмы релаксации.

10. Викторины, разгадывание ребусов и кроссвордов.

11. Использование наглядных пособий.

12. Выставка книг.

Приёмы и условия для повышения мотивации познавательной деятельности дошкольника :

Познавательные: учет особенностей развития познавательных процессов ребёнка; побуждение к высказыванию собственного мнения; творческие задания; учет жизненного опыта ребёнка.

Эмоционально-волевые: поощрения; принятие личности ребёнка; создание ситуации успеха; создание чувства комфорта на занятиях; снятие эмоциональной напряженности; удовлетворение желания быть значимым; создание и использование ситуаций, требующих у детей проявления активности; предъявление правил; преодоление затруднений в ситуациях неуспеха; побуждение к достижению результатов.

Социальные: создание и поддержание ситуации, требующей взаимопомощи; поощрение проявлений эмпатии; поддержание заинтересованности результатами работы в коллективе; поощрение желаний быть полезным Отечеству.

Прогнозируемый результат.

В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: закон, право, правонарушение, национальные отношения. При этом следует помнить о значимости ценностных ориентаций и приоритетов в воспитании гражданина, среди которых выделяются: свобода, гуманизм, ответственность, патриотизм. В процессе формирования приоритетов особая роль отводится осмыслению гражданских идеалов (родной город, родная страна). Это позволит сформировать гражданские навыки : индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение разрешать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами. Все это должно осуществляться на понятном дошкольнику языке.

Основная часть

Форма и режим занятия: расписание занятий БТО составлено в соответствии с возрастными требованиями из расчета 2 раза в месяц, во вторую половину дня, длительность – 25-30 мин.

Работа БТО построена в 3 этапа: диагностический, формирующий и контрольный. Каждый этап имеет свою цель, методы и время реализации.

I – этап: Диагностический

Срок реализации: сентябрь

Цель: выявление первоначального уровня правовой культуры у воспитанников старшего дошкольного возраста. Для изучения первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения проводится соответствующая диагностика с использованием двух методик авторов Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А.

1. Опросник «Права ребёнка»

- Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

- Как ты думаешь, что такое право?

- Какие права есть у тебя и других детей?

- Какие права ты считаешь самыми важными?

- Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

- Кто защищает права детей?

- Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Оценка результатов:

Высокий уровень: 5 – 7 правильных ответов

Средний уровень: 3 – 4 правильных ответа

Низкий уровень: менее 3-х правильных ответов

2. Беседа «Как поступить?»

- Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

- Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

- Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

- Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

- Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

- Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень: 5 – 7 правильных ответов

Средний уровень: 3 – 4 правильных ответа

Низкий уровень: менее 3-х правильных ответов.

Диагностика проводится с каждым ребёнком индивидуально с занесением ответов в опросные листы. Далее все данные заносятся в сводную таблицу «Результаты начальной диагностики уровня сформированности правовых знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» и делается общий вывод по каждому ребёнку, о его уровне правовой воспитанности, подсчитывается в процентном соотношении количество детей каждого уровня и делается общий вывод по группе в целом.

№ Ф. И ребёнка Количество пра-вильных ответов на вопросы оп-росника Количество пра-вильных ответов на вопросы бесе-ды Общий вывод об уровне пра-вовой культуры

II – этап: Формирующий

Срок реализации: октябрь – апрель

1. Цель: обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ори-ентирами для формирования правовой компетентности.

Данный этап включает в себя проведение занятий по правовому воспитанию в группах старшего дошкольного возраста согласно календарно – тематическому планированию.

Календарно-тематическое планирование БТО

«Я – маленький гражданин большого мира» на учебный год

1. Октябрь

Тема: Конвенция о правах ребёнка. Цель: познакомить детей с конвенцией о правах ребёнка, показать значимость документа для каждого ребёнка.

Активный словарь: Конвенция, право, обязанность.

2. Октябрь

Тема: Имею право жить! (Право на жизнь)

Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; что государство заботиться об охране жизни.

Активный словарь: Жизнь, государство.

3. Ноябрь

Тема: Жизнь дана на добрые дела! (Право на жизнь)

Цель: Закрепить представления детей о праве на жизнь. Научить чуткому, доброжелательному от-ношению к товарищам, вызвать желание совершать добрые поступки.

Активный словарь: Добрые дела, волшебные слова.

4. Ноябрь

Тема: По–разному зовутся дети! (право на имя)

Цель: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Активный словарь: Имя, отчество, фамилия, тёзка.

5. Декабрь

Тема: Моя семья. (право знать своих родителей и право на их заботу).

Цель: Закрепить представления о родственных связях. Формирование уважительного, заботливого отношения к близким и родным людям

Активный словарь: Забота, сочувствие, дружная семья, поколение.

6. Декабрь

Тема: Без семьи нет счастья. (право знать своих родителей и право на их заботу) Цель: Закрепить представления о благополучной дружной семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами семьи и государством.

Активный словарь: Чувство защищённости, про-являть почтение, благотворительность, второе и третье поколение.

7. Январь

Тема: Мой дом – моя крепость! (право на жильё и его неприкосновенность)

Цель:Познакомить с правом на жильё. Воспитывать уважение к людям живущим рядом. Учить соблюдать элементарные правила совместного проживания

Активный словарь: Жильё, поря-док, жилище, неприкосновенность.

8. Январь

Тема: Расти здоровым! (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание) Цель: Развивать представление о том, что здоровье – главная ценность жизни. Помочь осознать роль государства в охране и укреплении здоровья. Воспитывать потребность в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

Активный словарь: ЗОЖ, личная гигиена, здоровый человек.

9. Февраль

Тема: Грамоте учиться – всегда пригодиться! (право на образование).

Цель: Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повышать мотивацию обучения.

Активный словарь: Школа, академия, ВУЗ, образование, грамотный человек.

10. Февраль

Тема: Я самый – самый! (право на сохранение своей индивидуальности).

Цель: Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребёнка, дать представление о том, что все люди разные и нужно принимать их такими, какие они есть.

Активный словарь: Индивидуальность, право на сохранение своей индивидуальности.

11. Март

Тема: Мы – дети разных национальностей! (право пользоваться своей культурой, родным языком)

Цель: Воспитывать уважение к национальным культурам разных стран, к различным языкам. Воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности.

Активный словарь: Национальность, много-национальный коллектив.

12. Март

Тема: Я – гражданин России (право на гражданство).

Цель: Довести до сознания детей, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт, воспитывать чувство гордости своим гражданством. Активный словарь: Гражданин России, Символы государства, свидетельство о рождении, паспорт.

13. Апрель

Тема:Государственный флаг России. Герб России. Гимн России.

Цель: Знакомство детей с историей флага России. Знакомство детей с историей герба России. Знакомство детей с историей гимна России.

Активный словарь: Флаг, государственный сим-вол. Герб, государственный символ. Гимн.

14. Апрель

Тема: Конституция - основной закон государства. Всеобщая декларация прав человека Цель : Знакомство детей с Конституцией России. Знакомство детей с основными статьями.

(чтение книги А. Усачёва "Приключения маленького человечка").

Активный словарь: Конституция, закон, декларация.

III – этап: Контрольный.

Срок реализации: май

Цель: выявление контрольного уровня сформированности правовой культуры на конец учебного года после проведения систематических занятий.

Для контрольной диагностики используются те же методики ( авторы: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.)

1. Опросник «Права ребёнка»

2. Беседа «Как поступить?»

Диагностика проводится с каждым ребёнком индивидуально с занесением ответов в опросные листы. Далее все данные заносятся в сводную таблицу: «Результаты контрольной диагностики уровня сформированности правовых знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста», подсчитывается в процентном соотношении количество детей каждого уровня и делается общий вывод по группе в целом.

№ Ф. И ребёнка Количество правильных ответов на вопросы опросника Количество правильных ответов на вопросы беседы Общий вывод об уровне правовой культуры

Далее все данные заносятся в «Сравнительную таблицу» и делается вывод об уровне сформированности правовой культуры дошкольников перед выпуском в школу.

данные на констатирующем этапе данные на контрольном этапе вывод (повысился /понизился)

Высокий уровень % %

Средний уровень % %

Низкий уровень % %

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой урок для маленького " Гражданина "

2. Голицина Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. - М., 2009

3. Декларация прав человека

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребёнок, и я … и я имею право! - М., 2007

5. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. - М. : ТЦ «Сфера», 2008

6. Жидкова М., Затирахина Н. Методические рекомендации к беседам о правах человека с детьми дошкольного возраста (по книге А. Усачёва «Приключения маленького человечка», Обнинск, Принтер, 1999

7. Конвенция о правах ребенка

8. Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

9. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. /Сост. Р. А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

10. Соловьёва Е. В., Данилина Т. А. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. - М. : АРКТИ, 2004

11. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007

12. Усачёв А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых («При-ключения маленького человечка»). - М. : Ангстрем, 1992

13. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина Практикум по детской психологии/ Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М. : Просвещение: Владос, 1995.

Публикации по теме:

Всемирный день прав ребёнка по правовому воспитанию детей дошкольного возрастаВсемирный день прав ребёнка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я, Хайруллина Э. Ш. воспитатель старшей группы «Звездочки» провела занятие на тему «Всемирный день прав ребенка». Цель занятия: формировать.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Тематический план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин» Тематический план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста «Я – маленький гражданин» Воспитатель Н. Г. Кравчук МАДОУ № 138 Цель.

Перспективный план кружка по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я расту для добрых дел» Сентябрь 1-2 недели Цель: воспитание у детей умения выражать внимание, доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к сверстникам.

Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №24.

Проект для детей смешанной группы «Маленький труд — лучше большого безделья» Тема проекта: «Делу время – потехе час». Тип проекта: групповой, информационно-практический. Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет Пояснительная записка. Данная программа - для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, на практике осваивающих.

Программа кружка по обучению мультипликации для детей старшего дошкольного возраста «Мультляндия» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка …. 3 2. Учебно-тематический план …. 7 3. Содержание программы.

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие сказки большого леса» Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие сказки большого леса» Приветственное слово ведущего.

Занятие по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я знаю свои права»Занятие по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я знаю свои права» ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА» Цель: Познакомить с основными правами ребенка Обобщить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин большого мира»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 21:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин большого мира»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коршунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД