Татьяна Кочеткова
Рабочая программа кружка «Веселый светофорик» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка …. …3
2. Содержание рабочей программы….…4
3. Основные разделы программы…. 5
4. Перспективный план кружковой работы (2015-2016гг…. ….6
5. Методическое обеспечение рабочей программы….…12
6. Система оценки достижений детей….…13
7. Список литературы, детская литература… ….….14
Пояснительная записка
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Светофор
- Старшая группа
- Темочки
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) МБДОУ «Детский сад №1 «Ёлочка» г. Юрга. Программа направлена на формирование у детей позиции уважения к себе, чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью, потребности в безопасном и здоровом образе жизни, формирование знаний об общепринятых нормах поведения.
В содержании программы прописаны различные формы и методы организации кружковой работы с учётом возрастных особенностей детей.
Проблема безопасности дорожного движения является в наше время одной из самых важных и актуальных. Ведь в условиях интенсивно-транспортной среды увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Попадание человека в дорожно-транспортное происшествие – всегда большое несчастье, а ребенка – это трагедия. Поэтому одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Я выбрала данное направление в работе с детьми, потому что считаю его актуальным, важным и необходимым, для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в постоянно меняющейся дорожной обстановке.
Цель программы : формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.
Задачи программы :
1. Повышать у воспитанников интерес к навыкам культуры поведения на улице (дороге) через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
2. Развивать и расширять у детей знания о видах общественного транспорта и об особенностях работы сотрудников ГИБДД.
3. Формировать у детей умения свободно ориентироваться на дорогах согласно ПДД.
Нормативный срок освоения рабочей программы 1 год, рассчитана на старшую группу, возраст 5 - 6 лет.
Рабочая программа разработана по социальным запросам родителей. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном образовательном учреждении Сан. Пин 3.413049 – 13. Учебная нагрузка в старшей группе – 25мин. предполагает проведения одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Содержание рабочей программы.
Рабочая программа содержит календарно – тематическое планирование кружковой работы в старшей группе на один учебный год 2015 – 2016. Особенность программы заключается в том, что вся деятельность кружка проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В программу включены материалы для практического применения в работе с детьми :
1. пословицы и поговорки о правилах дорожного движения;
2. дидактические, подвижные, развивающие игры;
3. загадки об источниках на дорогах и мерах предосторожности;
4. дорожные запрещающие и предписывающие знаки;
5. символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
6. картинки с видами спец. транспорта.
7. иллюстрации с изображением работника ГИБДД;
8. атрибуты, символика работника ГИБДД;
9. картинки с разными ситуациями на дороге;
10. художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте;
11. художественное слово о светофоре и зебре.
Основные разделы программы
Программа включает в себя работу по 6 разделам, содержание которых отражают изменения в жизни современного общества и перспективный план кружковой работы, в соответствии с которым построена работа с детьми :
1.«Ребёнок и дорога»
2.«Я пешеход»
3.«Давай знакомиться - мы дорожные знаки»
4.«Транспорт»
5.«Я, будущий сотрудник ГИБДД»
6.«Весёлый Светофорик»- открытое занятие.
Ожидаемый результат
В ходе кружковой работы :
Дети:
- научатся более осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- приобретут умение предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее;
- приобретут умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, о дорожных знаках и о труде всех участников дорожного движения (шофёров, работников дорожных служб, сотрудников ГИБДД и т. д.);
- научатся организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- приобретут способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- будут иметь представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями
- общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию; коллективная деятельность будет формировать умение быть чуткими, тактичными, терпимыми, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях (в школе).
Перспективный план кружковой работы.
(Старшая группа)
ОКТЯБРЬ
Раздел 1.
«Ребёнок и дорога»
Занятие 1.
Тема: «Дорога в детский сад и домой»
Цель: формирование и развитие у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и дом.
Занятие 2.
Тема: «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром»1. часть. Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»
Цель: формирование у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Занятие 3.
Тема: «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром» 2 ч
Цель: развитие умения оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Занятие 4.
Тема: «Правила поведения на улице»
Цель: формирование элементарных правил поведения на улице; развитие внимания, наблюдательности.
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
Цель: формирование знаний детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; о ведении беседы, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развитие активной речи дошкольников.
Занятие 2.
Тема: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Цель: формирование и развитие у детей целостного восприятия окружающей дорожной среды; проведение анализа типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепление правил поведения на улице.
Занятие 3.
Тема: Рисование «Будь внимателен на дороге»
Цель: формирование умения отображать впечатление от прочитанного в рисунке.
Занятие 4.
Тема: «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»
Цель: формирование представлений об опасных и безопасных местах для игр во дворе; знаний о необходимых мерах предосторожности.
ДЕКАБРЬ
Раздел 2.
«Я, пешеход»
Занятие 1.
Тема: «улица, где все спешат»
Цель: формирование и закрепление знаний о транспорте, дорожных знаках, светофоре.
Занятие 2.
Тема: «Опасности нашего двора»
Цель: обсуждение с детьми различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развитие внимания, осторожности.
Занятие 3.
Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Цель: закрепление знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; ознакомление со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить, уточнение представлений детей о поведении резины на скользкой дороге.
Занятие 4.
Тема: «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».
Цель: закрепление знакомства с улицей, её особенностями; расширение кругозора; воспитание дисциплинированного пешехода.
Занятие 5.
Прогулка. Тема: «Прогулка пешехода в зимнее время года».
Цель: систематизирование представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развитие наблюдательности, внимания; расширение кругозора.
ЯНВАРЬ.
Занятие 1- 2.
Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Цель: закрепление знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; ознакомление со свойствами скользкой дороги, невозможности вовремя затормозить; уточнение представления детей о поведении резины на скользкой дощечке.
Занятие 3.
Тема: «Стоп!»
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора, упражнение в умении быстро реагировать на его сигнал, особенно в зимнее время.
Занятие 4.
Тема: «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».
Цель: формирование у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; обучение правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность; воспитание наблюдательности, осторожности.
ФЕВРАЛЬ
Раздел 3.
«Давайте знакомиться - мы, дорожные знаки».
Занятие 1.
Тема: «Дорожные знаки». Чтение В. Кожевникова «Песенка о правилах»
Цель: формирование знаний о дорожных знаках; закрепление знаний о правилах дорожного движения; развитие логического мышления, памяти, ориентации в окружающей детей обстановке.
Занятие 2.
Тема: «Будь осторожен!»
Цель: ознакомление детей с опасностями дороги, ранней весной для пешеходов. Формирование знаний о запрещающих и предупреждающих знаках.
Занятие 3.
Тема: «Подумай и отгадай»
Цель: Активизирование процессов мышления, внимания и речи детей. Закрепление знания о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправка», «Пункт питания», «Пункт мед. помощи».
Занятие 4.
Тема: «Где ремонтируют машины?»
Цель: Ознакомление со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машин», «закручивание гаек, мойка».
Уточнение знания о мастерских по ремонту автотранспорт.
МАРТ
Раздел 4.
«Транспорт»
Занятие 1.
Тема: «Мчаться по улице автомобили»
Цель: закрепление знаний о видах общественного транспорта; расширение представлений о правилах поведения в нём; ознакомление детей с новыми видами спец. транспорта – экскаватор, подъёмный кран, бульдозер, бетономешалка.
Занятие 2.
Тема: Аппликация «Какие бывают автомобили»
Цель: расширение знаний детей о видах транспорта, сравнение по внешнему виду.
Занятие 3.
Тема: «Куда пойдёшь – то и найдёшь».
Цель: Обучение ориентированию в пространстве: движения прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Занятие 4.
Тема: Конструирование: «Транспорт»
Цель: обучение созданию из строительного или бросового материала знакомых видов транспорта, закрепление правил безопасности движения.
Занятие5.
Тема: «Опасный перекрёсток».
Цель: расширение знаний об особенностях движения транспорта на перекрёстке; «о регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжение знакомства с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трёхцветного светофора.
АПРЕЛЬ
Раздел 5.
«Зачем нужен сотрудник ГИБДД»
Занятие 1.
Тема: «Влиятельная палочка» Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»
Цель: формирование представлений о работе милиционера-регулировщика; объяснение, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; изучение некоторых движений регулировщика; воспитание уважения к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Занятие 2.
Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
Цель: усвоение ребёнком знаний о том, что если он потерялся на улице, то необходимо обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развитие внимания, памяти, осторожности.
Занятие 3.
Тема: ГИБДД
Цель: воспитание уважения к труду работников инспекции безопасности движения. Закрепление представлений об их значении в жизни города, условиях труда, взаимоотношении (инспектор – водитель, инспектор – пешеход).
Занятие 4
«Весёлый Светофорик» - открытое занятие.
Методическое обеспечение:
1. Пословицы и поговорки о правилах дорожного движения;
2. Дидактические, подвижные и развивающие игры;
3. Загадки об источниках на дорогах и мерах предосторожности;
4. Дорожные запрещающие и предписывающие знаки;
5. Символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
6. Картинки с видами спец. транспорта.
7. Иллюстрации с изображением работника ГИБДД;
8. Атрибуты, символика работника ГИБДД;
9. Картинки с разными ситуациями на дороге;
10. Художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте;
11. Художественное слово о светофоре и зебре
12. Карандаши, фломастеры,клей, ножницы,кисточка. альбомные листы;
13. Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
14 Плакаты;
15. Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Система оценки достижений детей.
Педагогическое обследование ребё нка предполагает:
- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями образовательной программы;
- определение уровня сформированности навыков у детей;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.
3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Мониторинг (5-6 лет)
Достижение детьми планируемых результатов к концу года:
1. Что такое проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка. Виды пешеходных переходов (наземный, подземный, надземный);
2. Виды светофоров (транспортный, пешеходный, значение сигналов светофора.
3. Виды и названия транспорта. (Грузовые и легковые автомобили, спец. транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд);
4. Опасные места на улицах и дорогах;
5. Что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате;
6. Правила перехода дороги (посмотреть налево, направо и т. д.)
7. Знать виды и значения дорожных знаков (запрещающие и предписывающие);
8. Иметь представление о назначении поста ГИБДД и об особенностях работы сотрудников ГИБДД.
Список литературы
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. :Детство – Пресс, 2007.
2. В. К. Полынова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста».
3. Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД».
4. Т. И. Данилова Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Е. Козловская «Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению» Дошкольное воспитание. 2011. №10.
6. Т. А. Шорыгина. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет. – М. ТЦ Сфера,2008.
Детская литература:
1. С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»;
2. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплёт», «Милиционер»;
3. Д. Денисова «Как перейти улицу»;
4. Шорыгина «Светофор»;
5. С. Маршак «Скверная история»;
6. Я. Пишумова «Посмотрите - постовой», «Говорящая машина»;
7. В. Кожевникова «Светофор».
8. Н. Кончаловская «Самокат»;
9. В. Семернин «Запрещается - разрешается».