Ольга Лачугина
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отстал ости
Программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7».
Публикация «Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Цель: психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида в рамках реализации работы по индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов (ребенка-инвалида).
Срок реализации программы : программа включает 26 занятий; занятие проводится один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.
Возраст ребенка : программа рассчитана на ребенка-инвалида 7-8лет с ограниченными возможностями здоровья с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Направления коррекционно-развивающей работы : развитие психических процессов; эмоционально-волевой, регулятивной и коммуникативных функций.
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал.
Формы работы - игры на развитие внимания, зрительной памяти, мышления, воображения, мелкой моторики; игры и задания, направленные на развитие произвольности; релаксационные методы; обсуждение различных чувств; беседы, ролевые, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии (рисование, песочная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, мандалы (созерцание, рисование).
Результат диагностики: выписка из индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Прогнозируемый результат : оказание психологической помощи, включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с ребенком.
Тематический план занятий по реализации ИПРА с ребенком-инвалидом
Дата Задачи Содержание занятий Примечание
Октябрь 1
2
3 Развитие словарного запаса, активного внимания.
Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие мелкой моторики.
Развитие мышления (классификация,
обобщение). Игра «Овощи».
Игра «Запомни картинки»
Игра «Фрукты».
Игра «Шнуровки».
Игра «Подбери картинки» (овощи, фрукты – классификация, обобщение).
Ноябрь 1
2
3
4 Развитие зрительной памяти.
Развитие воображения.
Развитие восприятия формы и цвета. Развитие мелкой моторики
Развитие эмоциональной сферы ребенка. Игра «Запоминай-ка».
Игра «Геометрическое лото».
Игра «Цвет и форма», «Мозаика»
Упражнения «Эмоциональный словарь», «Волшебные шарики».
Декабрь 1
2
3
4 Развитие словарного запаса, слухового внимания.
Развитие воображения.
Развитие мелкой моторики.
Развитие навыков анализа и обобщения в процесс проведения классификации по
родовым понятиям.
Развитие слуховой памяти.
Формирование чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком. Игра «Посуда».
Игра «На что это похоже?».
«Шнуровки»
Игра «Подбери картинку к
паре».
Игра «Придумай движение». Игра «Четвертый лишний».
Игра «В тридевятом царстве»
Январь 2
3
4 Развитие словарного запаса, слухового
внимания.
Развитие восприятия цвета.
Развитие внимания, координации движений.
Развитие памяти.
Обучение эффективным способам общения. Игра «Дикие-домашние
животные».
Игра «Веселая палитра».
Упражнение «Выполни
движение, как показано на
карточке».
Игра «Слушай хлопки».
Игра «Попроси игрушку» – вербальный вариант. «Попроси игрушку» – невербальный вариант.
Февраль 1
2
3
4 Развитие воображения.
Развитие логического мышления.
Развитие внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольности действий, регулирование поведения в группе сверстников. Игра «Забавные
превращения».
Игра «Четвертый лишний».
Упражнения «Найди два
одинаковых», «Найди такой же».
Упражнение «Найди и соедини».
Упражнение «Собери
квадрат».
Упражнения: «Сосредоточенность», «Любопытный», «Добрый мальчик»
Март 1
2
3
4 Развитие восприятия и мышления.
Развитие внимания, координации движения.
Развитие мелкой моторики.
Обучение ребенка самоконтролю своих
движений.
Учить быть менее обидчивым. Игра «Угадай игрушку».
Игра «Запоминай-ка». Упражнение «Повтори позу»
«Шнуровки»
Игры: «Толкалки».
«Жужа».
«Рубка дров».
Апрель 1
2
3
4 Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие зрительной памяти.
Снизить беспокойство и напряжение, войти в новый ритм работы. Помочь ребенку обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Снятие излишнего мышечного напряжения, привитие доверия к окружающим. Игра «Собери картинку»
Задание «Посмотри и
нарисуй».
Игра «Звук, цвет, вода».
Игры: «Бумажные мячики».
«Дракон».
«Глаза в глаза».
Работа с песком «В гостях у песочной Феи»
Работа с родителями: Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики. Проведение консультаций по психологической поддержки и профилактики социальной адаптации семьи родителей, воспитывающего ребенка-инвалида с ОВЗ. Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком. Рекомендации воспитателям: Включать данные игры и упражнения для ребенка-инвалида в индивидуальную работу с ребенком.
Список литературы
1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой г. - СПб. «КАРО» 2009.
2. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева - Москва, изд. «Просвещение», 2011.
3. Баряева Л. Б. «Обучение игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии» - СПб, Союз, 2001.
4. Гаврилушкина О. П. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Методическое пособие для воспитателя - М., Просвещение, 1985.
5. Шапкова Л. В. «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии». Методическое пособие, СПб, Детство-пресс, 2005.