Мария Дементьева
Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью УО
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью умственной отсталости
Цель коррекционно-развивающей программы: оптимизация самооценки у старших подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей, реалистичности суждений о себе;
Публикация «Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью УО» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
2. Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
4. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций;
5. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков;
6. Создать условия для того, чтобы самооценочные суждения подростка имели глубокое и разностороннее содержание и он употреблял их в проблематичных формах;
7. Помочь подростку почувствовать свою ценность или устранить комплекс неполноценности, установить позитивное самоотношение;
8. Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
Исходя из целей и задач, составили коррекционно-развивающую программу по коррекции самооценки у старших подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана для старших подростков с легкой степенью умственной отсталости с продолжительностью работы 5-7 недель. Занятия коррекционной работы рассчитаны на проведение 2-3 раза в неделю (чередование, время проведения каждого занятия 30-40 минут. Коррекционно-развивающие занятия проводились в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах работы. В занятии выделяется вводная, основная и заключительная части. Каждое занятие необходимо начинать с повторения предыдущей темы занятия.
Вводный этап
Ознакомление
1)Настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание подростков.
Приветствие
Игра «Голос тебе знаком?»
Завершение занятия: Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было…»
Основной этап
1 Характер
1)Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе
2)Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков
Вводная часть
Основная часть
• Упражнение «Школьные дела»
• Игра «Поймай хвост»
Заключительная часть: техника релаксации «Умиротворяющая визуализация» -
2 Коллектив
1)Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
2)Создание условия для личностного роста, для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем
Вводная часть
Основная часть
• Игра «Колдун»
• Игра «Иголка и нитка»
Заключительная часть: разрядка с использованием различного вида движения
Магнитофон, сборник мелодий, тканевые куски, палка (посох)
3 Взаимодействие
1)Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
2)Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций
Вводная часть
Основная часть
• «Море, море…»
• «Строим мир своей мечты»
Заключительная часть: Упражнение «Ленивая кошечка»
Бумага, ножницы, картон, кисти, клей, песок, формочки, лопаточки
4 Саморегуляция
1)Сформировать навыки саморегуляции.
2)Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Вводная часть
Основная часть
• Рисование «Северное сияние», используя технику кляксография.
• Чтение сказки
• Игра «профессор»
Заключительная часть: упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»
Текст сказки («Теремок», «Зимовье зверей») шапочка профессора, бумага, краски, кисти
5 Поступки
1)Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости
2)Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе
Вводная часть
Основная часть
• Игра «хорошие и плохие шутки»
• Беседа «Кого мы называем вежливыми»
Заключительная часть: упражнение «Лимон»
Бумага, карандаши, ручки, мусорный контейнер
6 Вся правда
1)Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости
2)Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей
Вводная часть
Основная часть
• «Мой характер»
• «За спиной»
Заключительная часть: дыхательное упражнение
Ручка, бумага
7 Одноклассники
1)Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
2)Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3)Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций
Вводная часть
Основная часть
• Упражнение «еженедельный отчет»
Заключительная часть: разрядка с использованием различного вида движения
8 Повторение
1)Создание условий для личностного роста, для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2)Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости
Вводная часть
Основная часть
• Игра «профессор»
• «Море, море…»
• Игра «Колдун»
Заключительная часть: техника релаксации «Умиротворяющая визуализация»
Шапочка профессора, бумага, клей, карандаши, ножницы, тканевые куски, палка (посох)
9 Самоотношение
1) Помочь подростку почувствовать свою ценность или устранить комплекс неполноценности, установить позитивное самоотношение.
2) Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций
Вводная часть
Основная часть
• Упражнение «ладошка»
• Выставка ладошек
Заключительная часть: упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»
Бумага, карандаши
10 Самоуважение
1) Создать условия для того, чтобы самооценочные суждения подростка имели глубокое и разностороннее содержание и он употреблял их в проблематичных формах.
2) Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей, реалистичности суждений о себе.
Вводная часть
Основная часть
• «Море, море…»
• Беседа «Назови свои сильные стороны»
Заключительная часть: Упражнение «Ленивая кошечка»
Бумага
Заключительный этап
Прощание
1)Создание у каждого подростка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Беседа о том, что больше всего запомнилось, анализ своих действий и действий сверстников на занятии.
Завершение занятия
Упражнение «Прощание»
Мяч
[1,2,3,4,5,6].
Итак, данная разработанная программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекцию самооценки для старших подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Программа состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, состоящих из упражнений и игр, элементов арт-терапии и релаксационных техник и составлена с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Список использованных источников и литературы
1. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. СПб. : Питер, 2007. 176 с.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М. : Международная пед. акад., 1994. 365с.
4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М. : сфера, 2002. 510 с.
5. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. М. : Издательство ГНОМ иД, 2000. 160с.
6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.