Вера Пермина
Рекомендации родителям по организации развивающих занятий для ребенка с особенностями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям по организации развивающих занятий для ребенка с особенностями развития[ /b]
Коррекция поведения ребенка :
У любого поведения есть свои причины, очень важно их понимать для коррекции нежелательного поведения. Поведение всегда направлено на то, чтобы что-то получить или чего-то избежать. Чтобы понять причины нежелательного поведения важно провести анализ и понаблюдать – в какие моменты оно возникает (что было до этого, в какое время суток, кто присутствовал, что произошло потом (реакция окружающих, как меняется поведение ребенка). Желательно делать записи с датой, для проведения дальнейшего анализа и выявлении причин нежелательного поведения.
Публикация «Рекомендации родителям по организации развивающих занятий для ребенка с особенностями развития» размещена в разделах
Коррекция поведения:
- Остановить нежелательное повторяющееся поведение – говорим «Еще 3 раза» и считаем оставшееся количество – «Еще 2 раза», «Еще 1 раз» и заканчиваем (убираем игрушки, уводим ребенка). Или использовать таймер – засекается время активности ребенка, когда звонит будильник – активность прекращается.
- не позволяйте ребенку манипулировать собой с помощью истерик, будьте последовательны в своих требованиях и запретах – «Нет – значит нет», ребенку необходимо знать и понимать границы.
- система поощрений – за хорошее поведение, выполнение заданий – подобрать поощрение (игрушка, сладость, любимое занятие, чтобы закреплять желаемое поведение.
- старайтесь обо всем договариваться с ребенком – если что-то требуется от него, пообещайте вознаграждение за хорошее выполнение поставленных задач. Вознаграждение должно быть значимо для ребенка и он должен получать его только как договорились. Например – «Сейчас мы с тобой занимаемся, ты выполняешь 5 заданий, потом – смотришь мультфильм / играешь / идем гулять».
- методика «Социальная история»
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу и так далее. Дети часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы. История должна содержать описательные предложения. Такие предложения рассказывают о том, что люди делают в разных ситуациях, определяют, где эти ситуации происходят, и кто в них участвует. Сложенную историю можно читать ребенку ежедневно или в разное время на протяжении недели.
Организация рабочего пространства и времени:
а) для занятий за столом убрать все лишние раздражители, ребенок за столом сидит лицом к стене, ни каких ярких наклеек на ней и на столе не должно быть. На столе находится лишь то, с чем в данный момент занят ребенок.
б) на занятии используем расписание (картинки или фотографии, обозначающие задание или активность с подписью) – количество картинок соответствует количеству заданий, после выполнения каждого задания, соответствующая картинка убирается в контейнер.
в) занятия проходят каждый день в одно и то же время
г) между «интеллектуальными» заданиями делать перерыв с использованием двигательных занятий или включением движения в обычные занятия, а так же сенсорную стимуляцию (тактильные ощущения);
д) Во время занятия делаем «сенсорные перерывы» - смена видов активности (с деятельности за столом на двигательную активность)
Развитие восприятия себя и собственного тела:
Тактильная стимуляция тела: поглаживание руками, и предметами разной текстуры (щетки, пуховки, ткань, игры с сыпучими предметами (фасоль, гречка, песок, пальчиковые игры, заворачивание ребенка в одеяло с умеренным надавливанием на него (массаж).
Развитие волевой сферы :
а) учиться сидеть самостоятельно за столом и выполнять задания, используя структуру занятия;
б) игры на соблюдение очередности («Мяч», «Кегли», «Бубен»);
в) выполнять все задания, запланированные в структуре до конца;
г) учить ребенка делать выбор, предлагая два возможных варианта (например, «Ты будешь кушать банан или яблоко?» или «Ты будешь складывать пазлы или рисовать?»).
Интеллектуальное развитие (примеры задания для занятий за столом) :
а) упражнения на понимание названия цвета («Дай мне красный»)
б) упражнения на соотнесение и понимание названия геометрических форм (плоских и объемных) («Дай мне такой же», «Дай мне кубик»).
в) Упражнения на соотнесение и понимание названия размера (большой и маленький) («Дай мне такой же», «Дай мне БОЛЬШОЙ кубик»)
г) Задания на соотнесение картинки и предмета, блоки дьенеша, лото
д) рассматривание картинок с просьбой показать животное или объект, разрезные картинки (паззлы)
е) Логические задания: на установление последовательности действий, собрать бусы по образцу (чередование цветов)
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы (соблюдение очереди и игры с правилами) :
• «Баночка» - берется непрозрачная баночка, металлическая коробка от печения или др. красивая коробка. Положить в ее сладости и другие вкусности, которые любит ребенок. Сесть в круг 3-4 человека, передовая баночку по кругу со словами: «Идет баночка по кругу, и попала в руки к другу. Эту баночку открой и возьми подарок свой». У кого баночка остановилась на конце фразы, тот ее открывает и берет «подарок».
Цель игры: учить ребенка ждать, соблюдать очередь, понимать, что кроме его интересов есть и чужие. Ребенок учиться понимать, что чтобы что-то получить (сладость или приз, нужно приложить усилия (ждать).
• «Кегли» и другие игры с мячом (попасть в корзину, бросать друг другу по очереди, требующие соблюдения определенных правил.
• «Тихо-громко» с музыкальными инструментами (можно заменить кастрюлями и ложками) : Ведущий (мама) говорит: «Громко!» и все шумят своими инструментами. Ведущий говорит: «Тихо!» и все играют тихо (или прекращают вообще – на Ваше усмотрение) и так несколько раз. Первое время, если ребенок не справляется самостоятельно, кто-то должен быть его ассистентом. Для этого нужно сесть сзади ребенка и взять его руки в свои «рука в руке».
Меняем собственное поведение:
а) подчеркиваем позитивное;
б) хвалим ребенка за то, что он сделал правильно вместо того, чтобы замечать то, что ребенок сделал неправильно или не доделал, выбор поощрения;
в) разговаривайте с ребенком постоянно. И тогда, когда Вы с ним играете или гуляете, и тогда, когда вы его кормите, купаете, одеваете. Озвучивайте все свои действия.
Подготовил педагог-психолог
Консультативно – диагностического цента
Пермина Вера Михайловна