Галина Гузь
Программа дополнительной образовательной услуги для детей 5 лет. Театральная студия «Светлячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительной образовательной услуги
Для детей 5-6лет
«Светлячок»
Руководитель студии : - Гузь Галина Васильевна.
Содержание:
1. Введение 2 стр
2. Пояснительная записка 3 стр
3. Учебный план (перспективный) 5 стр
4. Календарный план 6 стр
5. Структура занятий 11 стр
6. Методические рекомендации 12 стр
7. Критерии оценки 14 стр
8. Список литературы 16 стр
2
Введение
Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги для детей 5 лет, Театральная студия „Светлячок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый банк «Жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание сказочных уроков начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос : «Чему нас учит сказка?».
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
3
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно -эстетического воспитания. Она -неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки -чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Цели и задачи
Цель: - развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность
Задачи:
1. Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
2. развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
3. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений)
4. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
4
5. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие фразы от лица какого - нибудь персонажа.
5
Учебный план
«Театральной студии»
(дошкольники 5 лет)
Из расчета 2 занятия в неделю
Длительность занятий – 25-30 мин. (учебный час)
В месяц - 8 занятий
Всего – 60 занятия (на 8 месяцев)
№ Тема Кол -во
Часов
1 Игровая программа «Пока занавес закрыт» 1
2 Сказку ты дружок, послушай и сыграй 1
3 Сказка «Зайчик и ёжик» 1
4 Музыкальная сказка «Теремок» 23
5 Пальчиковые игры На каждом занятии
6 Этюды на пластику, выразительность На каждом занятии
7 Театральная игра «Любитель рыболов» 2
8 Музыкальная сказка Сказка Ш. Перо «Красная шапочка». 32
9 Техника речи : Разогревающий массаж мимических мышц лица, артикуляционные гимнастики,речевые упражнения,упражнения на развитие дыхания, речевые игры с движениями. На каждом занятии
10 Актё рское мастерство : упражнения - разминки на развитие внимания и воображения, этюды на выражение эмоций, жестов. На каждом занятии
11 Сценические движения: упражнения разминки, упражнения – пантомимы, разучивание поклонов. На каждом занятии
12 Коррекционная ритмика: упражнения -игры на развитие дыхания, голоса и артикуляции, развитие чувства ритма, развитие фонематического слуха, словотворчества. На каждом занятии
Всего: 60
В январе месяце проводится всего 4 занятия в связи с Новогодними праздниками.
Календарный план
№ Тема Теория Практика
Октябрь
1 Игровая программа «Пока занавес закрыт» Игра – беседа на знание на знание театральной терминологии. Игра «И я тоже!», «Птицы на гнёзда!»
2 Сказку ты дружок, послушай и сыграй. Знакомство с театральными профессиями. Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри» и «Весёлый пяточок». Скароговорка «Шесть мышат в камышах шуршат.
Сочинение сказки «Зайчик и Ёжик» ,пальчиковая гимнастика «Осень»
3. Сказка «Зайчик и ёжик» Виды театров Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке» Коррекционная ритмика «Моемся, чистим зубы» -на сочетание темпа музыки с ритмом речи и движений. Репетиция сказки «Зайчик и Ёжик», пальчиковая гимнастика «Осень»
4. Чтение пьесы «Теремок» Беседа о творчестве С. Я Маршака. Коррекционная ритмика «Наклоны», Актёрское мастерство Упражнение разминка на развитие внимания «Поймай хлопок»,игры на развитии мимики, пальчиковая гимнастика «Осень»
5. Обсуждение пьесы «Теремок» Беседа о прочитанной пьесе С. Я. Маршака «Теремок» .Деление пьесы на эпизоды Импровизация сказки «Теремок», сценические движения на развитие мелкой моторики и разогрев мышц, Игра «На лужайке» на развитие координации движений,творческого воображения.
6. Работа над эпизодами пьесы «Теремок» Этика и этикет «Людей неинтересных в мире нет» Упражнение на артикуляцию гласных и согласных, работа над скороговорками, репетиция эпизодов пьесы «Теремок».Упражнения- пантомима «Лесная полянка»
7. Репетиция эпизода пьесы «Теремок» Беседа о сказочных героях. Работа над техникой речи (дыхание, дикция» .Упражнение на дыхание «Насос», упражнения на дикцию «Вот идёт коза»
8. Культура техники речи. Репетиция эпизода пьесы «Теремок» Этика и этикет «Поищем и найдём волшебные слова» Упражнения на опору дыхания «Эхо», игра «Птичий двор», упражнение «Эхо», упражнения на развитие певческого диапазона по методу В. Емельянова.
Ноябрь
9. Ритмопластика.
Репетиция эпизода пьесы «Теремок» Этика и этикет Секрет волшебных слов» Упражнение «Ритмический этюд», игра «Считалочка», игра «Кто скорей возьмёт грибок» на точное сочетание темпа музыки с ритмом речи и движений.
10. Репетиция эпизодов пьесы «Теремок». Беседа о героях I эпизода «Это что за теремок» Репетиция Iи II эпизодов, упражнение на развитие артикуляции «Возле дома огород», Сценические движения на развитие мелкой моторики и разогрев мышц «Осень птицей прилетела».
11 Культура и техника речи»
Репетиция эпизода пьесы «Теремок» Беседа о значении речи в жизни человека. Упражнение на дыхание «Спать хочется», упражнение на гласные и согласные «Шутка», работа над пословицами и поговорками.
12. Ритмопластика
Репетиция эпизода пьесы «Теремок» Беседа «В плену у королевы грубости» Разминочные упражнения, упражнения на вынимание и координацию, речедвигательная координация.
13. Репетиция пьесы «Теремок» Беседа по предстоящей репетиции эпизода IV «Жить мы будем вчетвером» Репетиция IV и V эпизодов. Артикуляционная гимнастика «Хомяк», Пальчиковая игра «Кто приехал»
14. Репетиция пьесы «Теремок» Тренинг на дыхание и артикуляцию гласных и согласных. Репетиция I, II, III ,IV, V эпизодов пьесы «Теремок», Упражнение на дыхание «Насос», «Свеча», Артикуляционная гимнастика на повторение поэтических слов пьесы.
15 Культура и техника речи»
Репетиция эпизода пьесы «Теремок» Пословицы и поговорки о вежливости. Игра «Ворона, работа над звуками «р» и»с» Упражнение на дыхание. Пальчиковая игра «Кто приехал», Актёрское мастерство Этюд на выражение страдания и печали «Ой,ой живот болит».
16 Репетиция пьесы «Теремок» Беседа об VI эпизоде Репетиция на импровизированном тексте эпизода
Декабрь
17. Репетиция пьесы «Теремок» Беседа о привычках дурного тона. Репетиция спектакля с VI эпизода до IХ эпизода. Коррекционная ритмика «Игра в снежки «на точное сочетание музыки с ритмом речи и движений.
18. Сводная репетиция пьесы «Теремок» Ознакомление с театральной лексикой «Афиша», «Фойе» Репетиция спектакля
19. Репетиция пьесы «Теремок» Ознакомление с театральной лексикой «Сцена», «Зрительный зал»» Репетиция спектакля. Работа над музыкальными сценами.
20. Репетиция финала пьесы «Теремок» Ознакомление с театральной лексикой «Партнёр», «Амфитеатр» Репетиция финала пьесы «Теремок», отработка танцевальных движений.
21. Ритмопластика. Музыкально – пластические импровизации. Ознакомление с театральной лексикой «Ложа», «Занавес» Упражнения «Осенние листья», «Бабочки», «Утро»
22. Культура техники речи. Скороговорки. Ознакомление с театральной лексикой «Кулисы», «Декорации» Игра «Любитель – рыболов», работа со скороговорками.
23. Театральная игра «Карусель» Ознакомление с театральной лексикой «Грим». Театральная игра «Карусель»
24. Репетиция финала спектакля «Теремок» Беседа о театральной терминологиию Репетиция финала спектакля «Теремок»
Январь
25. Репетиция спектакля используя все выразительные средства (декорации, музыка, костюмы, свет,, реквизит) Ознакомление с театральной лексикой «Премьера». Генеральная репетиция спектакля «Теремок»
26. Премьера спектакля «Теремок» Оформление фотостенда, альбома, видеозапись.
27. Театральная игра Виды театра «Балет» Развлекательная программа «Это вы можете», игра на внимание «Последний герой», стихотворения – загадки
28. Театральная игра «Сам себе режиссер» Виды театра «Опера» Сочинение сюжетов мини- спектаклей
Феврвль
29 Сказка Ш. Перо «Красная шапочка» Беседа о прочитанной сказке Чтение сказки Ш. Перо «Красная шапочка»
30 Репетиция сказки «Красная шапочка». Беседа о театральной терминологии. Упражнение для голоса «Воробьи», Репетиция сказки «Красная шапочка»
31 Репетиция сказки «Красная шапочка». Беседа «Как одеться в театр» Работа над дикцией, репетиция события «Работа дровосеков»
32 Репетиция сказки «Красная шапочка». Беседа «Как входить в театр» Работа над дыханием, артикуляцией. Дыхательное упражнение «Насос»Работа над скороговорками, Репетиция I, II, III событий сказки «Красная шапочка»
33 Театральные игры Беседа «Как сидеть во время действия?» Игра «Весёлые обезьянки», «Поварята».
34 Действия с воображаемыми предметами. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами» Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»
35. Репетиция сказки «Красная шапочка». Беседа «Что делать во время антракта» Упражнение на дыхание «Цветочный магазин» и на артикуляцию согласных. Работа над скороговорками.
Репетиция I, II, III событий сказки «Красная шапочка».
36. Игра на действие с воображаемыми предметами. Театральные профессии «Актёр» Упражнения со штангой. Игра «День рождение»
Март
37 Разыгрывание этюдов. Беседа на тему «Что такое этюд» Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Угощение».
38 Разыгрывание этюдов. Беседа на тему «Что такое эмоция?» Разыгрывание этюдов на основные эмоции : Радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.
39. Репетиция сказки «Красная шапочка». Упражнение на речевое дыхание «Свеча», «Погасить» ,артикуляционная гимнастика «Прыгуны», повторение скороговорок, Репетиция эпизода «Хитрый волк»
40. Ритмопластика Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга»
41. Театрализованная игра «Угадай,что я делаю» Беседа о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю»
42. Репетиция сказки «Красная шапочка». Виды театра «Оперетта» Работа над техникой речи, скороговорки. Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка».
43. Репетиция спектакля «Красная шапочка». Виды театра «Оперетта» Репетиция спектакля «Красная шапочка».
44. Репетиция сказки «Красная шапочка». Виды театра «Драматический» Работа над техникой речи, скороговорки. Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка».
Апрель
45. Театральная игра «Любитель – рыболов» Виды театра «Драматический» Этюд «Любитель – рыболов», Разучивание текста и мелодии песни «Любитель – рыболов»
46. Театральная игра «Любитель – рыболов» Виды театра «Пантомимы»» Работа над этюдом «Любитель – рыболов», разучивание песни «Любитель – рыболов»
47. Театральная игра «Одно и то же по-разному» Виды театра «Пантомимы»» Игра «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета»
48. Театральная игра «Круговое путешествие» Игра «Круговое путешествие»
49. Ритмопластика
Репетиция спектакля «Красная шапочка». Игра «Конкурс лентяев», «Гипнотезёр», Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка».
50 Культура техники речи Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч», игры со скороговорками.
51 Репетиция спектакля «Красная шапочка». Слушание стихотворения А. Кондратьева «Я желаю вам доброго пути». Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка».Актёрское мастерство «Запомни свою позу»
52 Театральные игры. Игра «Опиши предмет», игра «Волшебный сон» на развитие сценической речи».
Май
53 Театральные игры. Актёрское мастерство этюд на выражение эмоций «Гадкий утёнок», Коррекционная ритмика речевая игра «Барабек»
54 Репетиция спектакля «Красная шапочка». Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка
55 Репетиция спектакля «Красная шапочка». Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка
56 Репетиция спектакля «Красная шапочка Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка
57 Репетиция спектакля «Красная шапочка Репетиция этюдов спектакля «Красная Шапочка
58 Премьера спектакля «Красная шапочка» Оформление фотостенда, альбома, видеозапись.
59 Викторина «Весёлые театралы» Игра «Вопрос –ответ», Упражнения –этюды на развитие образного перевоплощения «Облака», «Цветы»
60 Театральные игры по желанию детей. Разогревающий массаж, артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок и скороговорок. Игра «Разминка театральная»
8. Контроль
Формой контроля является показ репертуара детьми для родителей 2 раза в год на Дне открытых дверей.
Структура занятий
Содержание каждого занятия по театрализованной деятельности включает в себя:
1. Пальчиковые игры (на развитие мелкой моторики);
2. Игры – драматизации;
3. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
4. Задания на развитие речевой интонационной выразительности;
5. Игры – превращения, образные упражнения;
6. Упражнения на развитие детской пластики
7. Театральные этюды (Мимические и пантомимические; на выражение отдельных качеств характера и эмоций);
8. Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
9. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит, мизансценой;
10. Работа над отдельными и хоровыми вокальными партиями.
12
Методические рекомендации
На начальном этапе работы по театрализованной деятельности предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с направленностью на развитие у детей способности,преодолевать сценическое волнение.
Развить навык актерского мастерства помогают театральные этюды. Большой выбор таких этюдов предложен в издании Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду». С помощью этих этюдов дети освоят навык выразительного выражения эмоций через: жесты, мимику, позу и походку.
Методику работы с детьми предлагаем в следующем варианте:
1. Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие спектакля (лес, дом, дорога, и т. д, и выразительно читае6т произведение, заинтересовывая детей содержанием
2. Затем вместе с детьми анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в действии, приняв на себя определенную роль.
3. После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку.
Обсуждение заканчивается выразительным чтением отдельных моментов сказки педагога с помощью детей.
13
4. Работа над ролью проводится постепенно на каждом занятии и заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимости своеобразия каждого образа, в котором детям предстоит проживать.
5. По окончании работы над ролью (10-11 занятие) дети примеряют изготовленные атрибуты, костюмы и действуют в них в соответствии с текстом спектакля.
14
Критерии оценки артистических и музыкальных способностей у детей старшей и подготовительной к школе групп. Диагностика
1. Восприятие музыки. - эмоциональная отзывчивость на музыку;
- соотнесение мелодии музыки с ее эмоциональным
содержанием;
2. Пение: - Пение естественным звуком, с музыкальным сопровождением;
- Пение с удовольствием;
-
3. Движения под музыку: - Выразительность и ритмичность движений;
- Отражение языка музыки в движении;
- Эмоциональный отклик на данный вид деятельности.
-
4. Основные принципы драматизации: - Устойчивый интерес к театральному
искусству;
- Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;
- Владение выразительностью речи;
- Способность понимать эмоциональное состояние другого человека
И адекватно выражать свое.
5. Основные навыки театрального мастерства : - Способность сопереживать героям сказок, реагируя на поступки действующих лиц.
- Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
15
Характеристика уровней
Высокий уровень – творческая активность ребенка,
его самостоятельность,
Инициатива, быстрое осмысление задания,
точное выразительное его исполнение
без помощи взрослых.
Ярко выраженная эмоциональность
(во всех видах деятельности).
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость,
интерес, желание
включиться в деятельность.
Но ребенок затрудняется в
выполнении задания.
Требуется помощь взрослого,
дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий уровень – малоэмоционален, не активен,
равнодушен, спокойно,
без интереса относится к деятельности.
Не способен к самостоятельности
Список литературы
1. Алябьева. Е. А. «Психогимнастика в детском саду». – М: 2003
2. Антипкина. А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М: 2003.
3. Блохина. Л. А. ,Горбина. Е. В. «Начинаем наш концерт» (Сценарии праздников для дошкольников). - Яросл: 2001
4. Вихарева. Г. В. «Музыкальные сценарии для детских зимних праздников». – С-Пб: 1998.
5. Ворожцова. О. А. «Музыка и игра в детской психотерапии». – М: 2004.
6. Горбина. Е. В., Михайлова. М. А. «Здравствуй, сказка! Здравствуй, песня!» (Музыкальные спектакли для малышей). – Яросл: 2003.
7. Доронова. Т. Н. «Развитие в театрализованное деятельности». – М: 1997.
8. Зимина. А. Н. «Народные игры с пением». – М: 2000.
9. «Играем вместе с нами». – Ом: 1995.
10. Киркос. Р. Ю. ,Постоева. И. А. «Новогодний сюрприз».
– С-Пб: 1998.
11. Овчар. О. Н., Колягина. В. Г. «Формируем личность и речь дошкольников средствами АРТ-терапии». – М: 2004.
12. Панфилова. М. А. «Игротерапия общения». – М: 2000
13. Праздники в детском саду. «Здравствуй, Новый год!».
– М: 1983.
14. Щербакова. Н. А. «От музыки к движению и речи». – М: 2001.
15. Юдина. С. Е. «Мы друзей зовем на праздник». – Яросл: 2003
16. Т. С «Маленький актёр» для детей 5-7 лет
17. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» для детей 5-6 лет