Агриппина Шевченко
Программа дополнительного образования по пластилинографии «Чудо-пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
«ЧУДО - ПЛАСТИЛИН»
муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения детского сада № 29
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Направление: художественно-эстетическое
Возраст воспитанников: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год (2018 - 2019 учебный год)
Руководитель: Воронина Агриппина Евгеньевна
г. Райчихинск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Программа дополнительного образования по пластилинографии „Чудо-пластилин“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность)___ 1стр.
2. Цель и задачи___2стр.
3. Принципы построения программы___3стр.
4. Расписание и формы заняти___3стр.
5. Целевые орентиры___3стр.
6. Результатов обучения ___4стр.
7. Учебно-тематический план___5стр.
8. Календарно-тематический план ___6-14стр.
9. Работа с родителями___15стр
10. Список литературы___16стр.
Пояснительная записка
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость. Овладение дошкольниками разнообразными способами лепки дает им возможность создавать изображения предметов и явлений действительности, помогает творчески выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям.
В процессе занятий пластилинографией осуществляются различные стороны воспитания. Занятия способствуют умственному воспитанию дошкольников. В процессе самой деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов, в этом участвуют зрение, осязание, мелкая моторика рук. Здесь важно отметить, что от развития мелкой моторики ребенка, напрямую зависит его мыслительная деятельность и развитие речи. Совершенствуется способность анализировать более общего различия до дифференцированного.
Занятия развивают не только художественные способности, умения и навыки, но и нестандартность мышления, творческое отношение к окружающему миру. Способствуют снятию психического и эмоционального напряжения, развитию уверенности в себе. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создает наиболее благоприятные возможности для развития каждого ребенка.
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять задание, работа направлена на игровую мотивацию. Чтение стишков, загадок, использование иллюстрированного материала, методических пособий, дидактических игр – все это повышает положительное отношение к занятию. Формы проведения занятий разнообразные : беседы, игры – путешествия, сюрпризные моменты, выставки. Проводятся оздоровительные минутки: пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
В содержании программы дан материал, соответствующий возрастным возможностям детей с некоторым усложнением. Работа с воспитанниками планируется один раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут. Общее количество часов в год – 36. Форма подведение итогов реализации дополнительного образования : проведение выставок детских работ, открытых мероприятий.
Цель: развивать художественно – творческие способности детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
1. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
2. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать изобразительную деятельность детей; развивать сюжетно – игровой замысел; развивать интерес к коллективной работе.
3. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем, желание помогать им; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Возраст воспитанников: 4- 5 лет
Срок реализации: 1 год (2028 – 2019 учебный год)
Режим занятий: занятия проводиться 1 раз в неделю, по 20 минут во второй половине дня с 17.00 до 17.20 часов.
Год обучения Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год Количество воспитанников
2018 - 2019
1
4
36
Принципы построения программы :
- системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного
процесса;
- последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки,
с нарастающим объемом информации;
- принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые
возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
- принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции
и др. ;
- принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы,
методов и способов изображения, разнообразие материала.
Расписание и формы занятий:
Дни недели
Время
Понедельник/среда
17.00 – 17.20
- подгрупповые занятия;
- коллективные занятия.
Целевые ориентиры:
- овладение детьми размазыванию пластилина по всему рисунку;
- развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
- изготавливание из пластилина простейшие картины;
- умение украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;
- проявлять познавательную, творческую и художественную способность, творческой активности, самостоятельность.
- развивать усидчивость, терпения, трудолюбия.
Результаты обучения (согласно целевым ориентирам)
№
Фамилия, имя ребенка Творческая активность Сенсорные способности Композиция Общая ручная умелость Самостоятельность Показатель в раскатывании
Итог
н к н к н к н к н к н к н к
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Условные обозначения.
Н – низкий уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Учебно – тематический план:
№ Тема
1. «Солнышко проснулось, деткам лучики протянуло»
2. «Воздушные шары»
3. «В нашем саду яблоки поспели»
4. «У меня в цветнике звёздочки зажглись»
5. «Осенние деревья»
6. «Грибы - грибочки выросли в лесочке»
7. «Улитка, улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»
8. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек»
9. «Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка»
10. «Божья коровка, улети на небо»
11. «Осень золотая»
12. «Цветные зонтики раскрылись под дождём»
13. «Белая снежинка на ладошку села»
14. «Снеговик»
15. «Новогодние шары так прекрасны и важны»
16. «Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка»
17. «Зимняя ночь»
18. «Яблоки на тарелочках»
19. «Рыбки в аквариуме»
20. «Белая, ах белая зима!»
21. «Снегири на веточках»
22. «Пингвины на льдине»
23. «Кактус в горшке»
24. «Подарок папе»
25. «Букет роз»
26. «Вышла курочка гулять»
27. «Веселые поросята»
28. «Одуванчики - цветы, словно солнышки желты»
29. «Душистый снег»
30. «Пасхальное яйцо»
31. «Проснулись первоцветы»
32. «Звёзды и кометы»
33. «Цветик - семицветик»
34. «Змейка»
35. «Паучок»
36. «Радуга - дуга»
Календарно – тематический план
Сентябрь
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Солнышко проснулось, деткам
лучики протянуло»
Напомнить детям о свойствах
пластилина, закрепить приемы его
использования: сплющивание, скатывание, плотное соединение частей. Рассматривание иллюстрацию солнца. Чтение сказки Чуковского Краденное солнце. Размазывания пластилина. Силуэт солнца, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого цвета Интернет. Сайт «Педпортал»
2 «Воздушные шары» Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания.
Рассматривание воздушного шара. Познакомить детей с качествами и свойствами шара резины (эластичная, мягкая, гладкая,водонепроницаемая). Размазывания пластилина.
Силуэт воздушного шара, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин. Интернет. Сайт «maam.ru»
3 «В нашем саду яблоки поспели»
Продолжать освоение приемов
пластилинографии. Подвезти к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закрепить умения аккуратно
использовать пластилин в своей работе.
Рассматривание иллюстрации дерево яблони, яблок. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Размазывания пластилина.
Плотный картон с силуэтом дерева, пластилин кранного, желтого или зеленого цветов, доски для лепки, салфетки, стеки.
Интернет. Сайт «nsportal.ru»
4 «Цветок»
Продолжить осваивать навыки работы с пластилином, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. Рассматривание цветов на прогулке, полюбоваться красотой цветков. Размазывания пластилина.
Контур цветка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин. Интернет. Сайт «maam.ru»
Октябрь
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Осенние деревья»
Продолжать закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций, чтение стихов про осень. Ощипывания и расплющивания пластилина.
Картинка осеннего дерево, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин оранжево, красного, зеленого цвета. Интернет. Сайт «nsportal.ru»
2 «Грибы - грибочки выросли в
лесочке»
Формировать у детей обобщенного понятия о грибах;
закрепление знаний детей о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. Рассматривание фотографии грибов.
Вырезать силуэты шляпок, ножек грибов, травы. Аппликация + лепка.
Муляжи грибов, картинки.
Доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого и коричневого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru»
3 «Улитка, улитка, высунь
рожки, ступай по дорожке»
Закреплять умение раскатывать между ладонями длинную колбаску из пластилина. Закреплять навыки лепки пальцами для уточнения формы.
Рассматривание изображения улитки. Раскатывания пластилина между ладонями. Картинка улитки, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин коричневого цвета.
Интернет. Сайт «maam.ru»
4 «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» Развивать познавательный
интерес к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животного. Использование в работе бросового материала. Рассматривания альбома «Дикие животные». Слушания песни «Ежик с дырочкой в правом боку». Размазывания пластилина.
Картинка ежика, силуэт ежа, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин черного цвета. Интернет. Сайт
«maam.ru»
Ноябрь
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка» Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных - кошке. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного. Заучивание стихотворения Жихарева-Норкина Ю. Б «Мышка или кошка?».
Рассматривание альбома «Домашние животные». Размазывания пластилина.
Силуэт кота, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин черного и белого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru»
2 «Божья коровка,
улети на небо»
Формировать реалистическое представление о мире природы.
Развивать у детей цветовосприятия. Закрепить приемы скатывания и расплющивания.
Рассматривание альбома «Насекомые». Заучивание заклички «Божья коровка». Раскатывания, сплющивания.
Картинка и силуэт божьей коровки, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин красного и черного цвета. Интернет. Сайт
«nsportal.ru»
3 «Осень золотая»
Вспомнить с детьми осенние приметы. Формировать навыки работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала, разглаживание готовой поверхности. Рассматривание картин
«Осень золотая». Ощипывания и расплющивания.
Картинка осеннего дерево, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин оранжево цвета. Интернет. Сайт
«»
4 «Цветные зонтики раскрылись
под дождём»
Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной
передачи формы и цвета. Стимулировать работу пальцев. Наблюдение за дождем.
Беседа «Что делать во время дождя?».
П/и «Солнышко и дождик». Ощипывания, сглаживания.
Силуэт зонта, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого, синего, красного, зеленого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru»
Декабрь
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Белая снежинка на ладошку села»
Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, мелкой моторики пальцев рук.
Рассматривание альбома «Снежинки». Д/и «Найди пару». Отщипывание, скатывание колбасок.
Картинка снежинки,
Картон синего цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru»
2 «Снеговик» Научить детей создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Рассматривание книжных иллюстраций, лепка во время прогулок снеговиков. Отщипывания, сглаживания.
Силуэт снеговика, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru»
3 «Новогодние шары так прекрасны и важны» Формировать у детей обобщённое
представление о ёлочных игрушках.
Создавать картину с выпуклым
изображением. Развивать творческое
воображение, побуждая придумывать узор.
Рассматривание иллюстрацию «Новогодних шаров».
Беседа «Чем украсить елку». Рисование + лепка.
Силуэт шаров, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин разного цвета. Интернет. Сайт «Родная тропинка»
Январь
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Зимняя ночь»
Учить сплющивать шарики пластилина и размазывать их на картоне (снеговик, выкладывать жгутики на нанесенный контур (ёлка, использовать цветные кусочки пластилина для создания яркого образа (игрушки для елки).Учить объединять поделки в пластилиновую. Чтение И. Бунина «Первый снег». Рассматривание зимних пейзажей. Сглаживание, скатывание колбасок, приплющивание.
Картина с изображением зимней ночи, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, синего, коричневого цвета. Интернет. Сайт
«nsportal.ru»
2 «Дерево в снегу»
Уточнить представление о деревьях зимой. Формировать умение делать плоскостную картину из пластилина
Развивать навыки лепки, использование приема «раскатывание колбаски»
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Рассматривание иллюстраций деревья зимой. Приплющивание, скатывания колбасок, сглаживание.
Изображения деревьев зимой, картон голубово цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, коричневого цвета. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет».
3 «Морозные узоры» Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения детей через нетрадиционный способ изобразительной деятельности - пластилинография. Наблюдение за погодой из окна. Рассматривание иллюстраций «Морозные узоры». Приплющивание, скатывания колбасок, сглаживание.
Картон голубого цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru»
Февраль
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Снегири на веточках» Расширить представление детей о зимующих птицах. Научить детей изображать снегирей. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, сглаживание на основе. Развивать мелкую моторику, фантазию, воображение.
Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Сглаживание, сплющивание.
Изображение снегиря, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин красного, черного цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru»
2 «Пингвины на льдине»
Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, развивать способность доводить начатое до конца.
Рассмотреть изображения пингвинов.
Сделать льдины на картоне. Сглаживание, сплющивание.
Изображение пингвина, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, синего, черного цвета Интернет. Сайт «www.maam.ru
3 «Кактус в горшке»
Закрепить умения раскатывать шар ладонью и придавать ему овальную форму. Создать условия для познавательного развития детей о кактусах, как о домашних растениях.
Рассмотреть альбом «Домашние растения». Сглаживание, сплющивание.
Силуэт кактуса, спички, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин зеленого, коричневого цвета. Интернет. Сайт «Социальная сеть работников образования»
4 «Подарок папе - Танк» Формировать интерес детей к работе пластилином, продолжать знакомить детей с использованием техники колбаски.
Упражнять в освоении техники работы с колбаской разной длины. Рассмотреть альбом «Военная техника».
Скатывания колбаски, сплющивание.
Силуэт танка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин зеленого, цвета. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет»
Март
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Букет роз» Развивать умение скатывать из пластилина шарик и столбик. Учить сплющивать столбик из пластилина для получения ленточки. Учить скатывать ленточку из пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Рассматривание изображений цветов. Сплющивание.
Картон зеленого цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин красного, зеленого цвета. Интернет. Сайт «www/maаm.ru»
2 «Вышла курочка гулять» Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми. Рассматривание картины «Курочка с цыплятами»; беседа о домашних птицах, раскрашивание раскрасок по теме. Раскатывания, сплющивание.
Картина курочки, картон зеленого цвета. Пластилин желтого и красного цветов; салфетки, доски для лепки, стеки. Интернет. Сайт «infourok.ru»
3 «Веселые поросята» Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке. Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, сглаживание) и создание с их помощью сюжетных картин. Чтение сказки «Три поросенка». Скатывания, надавливания, сглаживание.
Иллюстрация поросенка, картон, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин розового цвета. Интернет. Сайт «Креатив бэби»
4 «Рыбки в аквариуме»
Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии их обитателей.
Использовать в
работе различный природный материал. Вырезать силуэты рыб.
Чтение сказки «Золотая рыбка». Размазывания.
Картон голубого цвета
набор пластилина, арбузные семечки, ракушки, камни
стека, доска для лепки, салфетки для рук. Интернет. Сайт
«nsportal.ru»
Апрель
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Одуванчики - цветы, словно солнышки желты»
Закреплять приёмы лепки (скатывание, расплющивание, надавливание, раскатывание, оттягивание, прищипывание).
Развивать творчество, мелкую моторику, эстетические чувства.
На прогулке понаблюдать за одуванчиками. Скатывание, расплющивание, надавливание, раскатывание.
Пластилин желтого, цвета, доску для лепки, картонная тарелка Интернет. Сайт
«ped-kopilka.ru»
2 «Пасхальное яйцо»
Научить разукрашивать пластилином, развивать творческие способности детей, прививать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе. Учить из природного материала создавать рисунок. Рассмотреть иллюстрации пасхальных яиц. Размаз. ывание.
Силуэт пасхального яйца, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого, красного, синего цвета.
Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет»
3 «Звёзды и кометы»
Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения. Наблюдение звёздного неба. Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях. Скручивание и свивание удлинённых жгутиков.
Картон чёрного, пластилин разного цвета, доски для лепки, влажные салфетки, иллюстрации ночного звёздного неба, комет. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет»
4 «Верба» Учить передавать в работе характерные особенности вербы. Упражнять в ощипывание мелких деталей, катание длинной колбаски. Развивать композиционные умения, моторику Рассматривание веточек вербы. Чтение стихотворения «Верба». Отщипывание, скатывания.
Картон, пластилин белого, коричневого цвета, доска для лепки, салфетка. Интернет. Сайт «Страна Мастеров»
Май
№ Тема Задачи Предварительная работа Форма работы,
оснащение Литература
1 «Цветик - семицветик»
Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином : раскатывания колбаски, скатывание шариков.
Чтение В. Катаева «Цветик - семицветик»; наблюдение за цветами в цветнике во время прогулки на участке д/сада. Раскатывание колбаски,
скатывание, надавливание.
Картинка цветка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого, красного, синего, зеленого цвета.
Интернет. Сайт «maam.ru»
2 «Гусеница» Познакомить дошкольников более подробно с классом насекомых, в частности с гусеницей. Развивать мелкую моторику рук, координацию рук в процессе лепки на занятиях. Рассматривание на прогулке гусеницы.
П/и «Гусеница». Скатывания, надавливание.
Изображение гусеницы. Силуэт листка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин зеленого цвета. Интернет. Сайт
«ped-kopilka.ru»
3 «Радуга – дуга» Развивать элементы творчества: упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Рассматривание радуги на прогулке. Рисование радуги. Скатывание колбасок, надавливание.
Картон голубого цвета, пластилин разного цвета, доски для лепки, салфетк,и стеки. Интернет. Сайт
«maam.ru»»
4 «Солнышко лучистое» Закрепить навыки раскатывания комочков пластилина между ладонями круговыми движениями обеих рук, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Рассматривание иллюстраций с изображением солнышка, наблюдение на прогулке, загадывание загадок. Раскатывания, сплющивание,
надавливание, размазывание.
Пластилин жёлтого цвета, игрушка солнышко, доски для лепки, салфетки. Интернет. Сайт
«pedrazvitie.ru»
Работа с родителями
Сентябрь
Папка - передвижка «Пластилинография - что это?»
Октябрь
Консультация «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей»
Ноябрь
Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка»
Декабрь
Консультация для родителей «Пластилинография — это интересно!»
Январь
Совместная выставка с родителями на тему «Мама, папа, я творим пластилиновые чудеса»
Февраль
Памятки для родителей «Полезные советы по развитию творческих способностей детей».
Март
«Мы и чудо - пластилин» фотовитрина и фотоколлаж, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность на занятиях по дополнительному образованию
Апрель
Просмотр занятия по дополнительному образованию.
Еженедельно
Выставки детских работ.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография»– М. : 2009.
2. Морозова О. А. «Волшебный пластилин». – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Интернет. Сайт «maam.ru»»
4. Интернет. Сайт «pedrazvitie.ru»
5. Интернет. Сайт «Страна Мастеров»
6. Интернет. Сайт «nsportal.ru»
7. Интернет. Сайт «infourok.ru»