Гареева Анастасия Фёдоровна
Программа дополнительного образования «Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Цели и задачи реализации программ
Целью программы является создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
а) образовательные:
Публикация «Программа дополнительного образования „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы; способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д. ;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
- обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
-формировать мотивацию к познанию и творчеству;
-создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
в) воспитательные:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
1.3 Формы, методы и приёмы реализации программы.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
При знакомстве с шахматными фигурами.
При изучении шахматной доски.
При обучении правилам игры.
При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т. д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
1.4 Мониторинг освоения детьми программного материала.
Результативность освоения детьми программного материала определяется путем диагностики разработанных И. Г. Сухиным, которая проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае), как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Эффективность обучения определяется с помощью анкетирования, проводимого среди родителей занимающихся детей в конце учебного курса. Опыт работы по данной методике показывает, что можно добиться позитивных результатов. Не все, конечно же, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами, важнее иное – существенный вклад шахмат в развитие всесторонне развитой личности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе методических рекомендаций И. Г. Сухина «Шахматы для самых маленьких», В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».
В содержательном разделе программы «Шаматное королевство» все формы, способы, методы и средства реализации разрабатывались с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 76 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат, в простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Главным при обучении является формирование устойчивого познавательного интереса.
Для овладения игрой в шахматы, недостаточно передвигать шахматные фигуры из одного места на другое. Нужно научить детей думать, анализировать и т. д. Поэтому и программа эта, своего рода компас, с помощью которого ребенок научится ориентироваться в лабиринтах шахматного королевства. «Хитрые вопросики» и кроссворды помогут педагогу оценить, насколько успешно дети во всем разбираются. Все игры, задания в занятиях построены по принципу: от простого к сложному. Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям -дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира.
2.1. Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
Сентябрь
1Легенда о Радже и мудреце" Познакомить с историей шахмат.
2 В стране шахматных чудес. Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию;
Д/и «Узнай и назови», рисование по сказке.
Октябрь
3 Мудрец Развитие умения различать пешки и фигуры.
Слушание легенды «Мудрец»
Беседа по содержанию; Д/и»Волшебный мешочек», «Что изменилось?»
4 Волшебная доска Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями.
Слушание сказки «Волшебная доска», Шахматные задачи-шутки
5 Просмотр сказки «Удивительные приключения шахматной доски»с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение- инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки», Д/и"Да и нет".
6 Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски" Д/и «Да и нет».
Ноябрь
7 Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Горизонтали и Вертикали»
8 Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Формирование представлений о диагоналях, центре поля.
Д/и «Диагональ»,«Горизонтально- вертикально-диагональная игра», мини-викторина. Шахматная доска с комплектом фигур (6, учебник, карандаши.
9 Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Отработка практических навыков ориентировки на шахматной доске, Д/И «Адреса», «Лабиринт»
10 Шахматные фигуры Знакомство с шахматными фигурами. Д/и «Угадайка»,
«Возьми и назови»,«Запретная фигура»
Декабрь
11 Начальное положение Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией.
Слушание и инсценировка стихотворения о начальном положении шахматных фигур. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек» ,«Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая»,
12 Так много их, но мы уже их знаемПросмотр ММП «Книга шахматной мудрости», решение предложенных в ней задач. Игра- соревнование «Расставь фигуры»
13 Ладья Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
14 Ладья Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья.
Чтение сказки «Простая, бесхитростная фигура» Ответы на вопросы
«Шахматной шкатулки» Дидактические игры, «Игра на уничтожение», «Найди фигуру», «Ограничение подвижности».«Захват контрольного поля».
Январь
15 Слон Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
16 Слон Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков Отгадывание загадки о слоне
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические игры «Чудесный мешочек»
17 Ладья против слона Отработка практических навыков игры ладьей.
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», "Взятие».
Февраль
18 Ладья против слона. Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона
19 Ферзь Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки «Могучая фигура», беседа по содержанию; Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».
20 Ферзь Закрепление знаний о шахматной фигуре
«Ферзь», Месте ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием; Отработка практических навыков «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя, «Ограничение подвижности».
21 Ферзь против ладьи и слона Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. «Атака неприятельской фигуры», «Взятие»,
«Перехитри часовых», «Игра на уничтожение»
22 Ферзь против ладьи и слона Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем Логическая минутка. Д/и «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности»
Март
23 Конь Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и показ сложности ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт»,«Перехитри часовых»,«Один в поле воин»,«Кратчайший путь».
24 Конь Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Д/и «Секретная фигура»
25 Конь против ферзя, ладьи, слона Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,«Двойной удар»,
Апрель
26 Конь против ферзя, ладьи, слона
«Взятие», «Выиграй фигуру». «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».
27 Пешка «Ни шагу назад!» Знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение дидактической сказки «Детский сад»
«Чудесная Пешка»» Рассказ о пешке.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».Д/и «Волшебный мешочек».
28 Пешка Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить
«сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические задания «Перехитри часовых»,«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,«Двойной удар», «Взятие»,«Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»
29 Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».Дидактические игры «Игра на уничтожение» «Двойной удар»«Ограничение подвижности», «Защита», Перехитри часовых»
Май
30 Король Показать, как ходит король. Разучить правило
«Королей не уничтожают» и что оно означает. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания:«Один в поле воин»,«Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». Костюмы для инсценировки.
31 Король «Волшебный квадрат» Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре. Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,«Ограничение подвижности».
32 Интеллектуальный турнир Выполнение игровых заданий.
33 Педагогический мониторинг Педагогический мониторинг Выполнение тестовых заданий.
Календарно - тематическое планирование 2 год обучения.
Сентябрь
1-2 Педагогический мониторинг Уточнение уровня освоения программного материала. Выполнение тестовых заданий.
3 Шах Цель: Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.
Активизировать словарь. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
4 Шах Закрепить представления детей о позиции «шах»
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах» - проведение игры всеми фигурами из начального положения.
Октябрь
5 Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах
6 Мат Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна»
Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».
7 Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «мат» Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
8 Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «мат»
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Ноябрь
9 Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
10 Что такое связка. Закрепление знаний и умений полученных ранее; Формирование понятия «Связка» Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов. Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»
11 Ничья Формирование представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пропавшая фигура» «Пат или не пат».
12 Рокировка Цель: знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
Декабрь
13 Непобедимый Формирование представлений о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей. Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Д/И «Узнай и назови»
14 Волшебный мир комбинаций Логическая минутка; Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач;
15 Реши этюд, отгадай задачу, -сыщешь удачу Упражнение в решении шахматных этюдов, Логиическая минутка; слушание «Волшебной истории»
Решение шахматных этюдов
16 Сицилианская защита. Закрепление Знаний правил ведения шахматной партии Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»
Январь
17 «Итальянская партия» Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»
18 Принятый ферзевый гамбит Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта Дидактическая игра «Два хода»
19 Подготовка к интеллектуальном у турниру
Мини-конкурс «Её величество Загадка», Обучение отгадыванию ребусов; Решение словесных логических задач.
Февраль
20 Интеллектуальный турнир Выполнение игровых заданий.
21 Короткие партии Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 - 2
22 Короткая партия Логическая минутка Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии № 14 - 15
23 Здоровые телом – сильные дуом» Пропаганда здорового образа жизни, Воспитание культуры игры Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом. Работа по содержанию.
Обсуждение психологических этюдов.
Март
24 В гостях хорошо, а дома лучше Вызвать положительные эмоции, желание поделиться своими впечатлениями, закрепление хода конем. Конкурс «Ответь как в сказке, сам, без подсказки»,Д/и «Ход конем» с любого поля 1 и 8 горизонтали. Рисование на тему: Моя шахматная страна; выставка работ
25 Великие гроссмейстеры Практические занятия в парах;работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (А. Карпов, Г. Каспаров).
26 Великие гроссмейстеры Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»; работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (М. Ботвинник, и др.)
27 Показательная партия «Морфии – консультанты» Практические занятия в парах
Графический диктант
Апрель
28 Решение шахматных задач и этюдов. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения
29 И король жаждет боя Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения записывать шахматную нотацию Игра всеми фигурами из начального положения.
30 Это интересно Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат Логическая минутка; слушание сообщений об известных шахматистах, Графический диктант. Конкурс на лучшую шахматную загадку.
Май 31 Шахматный праздник Активизировать мыслительную и познавательную деятельность,воспитывать интерес к игре в шахматы; Инсценировка с участием детей
32 Шахматный турнир на личное первенство
33 Педагогический мониторинг Уточнение уровня освоения программного материала Выполнение тестовых заданий
2.2 Взаимодействие с семьей
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества: проводятся родительские собрания, тематические консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, показательные мероприятия в «День открытых дверей», мини-турнир с участием родителей, организуется выставка, оформляется наглядный материал в родительском информационном уголке, опыт семейного воспитания «Наша шахматная семья», информационный материал размещается на сайте детского сада в разделе «Дополнительное образование» (кружок «Шахматное королевство»).
План работы с родителями
1-й год обучения
Сентябрь
Анкетирование родителей «Что мы знаем об игре в шахматы?» Выявление компетентности и отношения родителей к игре.
Встреча с родителями «Давайте познакомимся» Знакомство с программой «Шахматная школа» (ее цель, задачи, предполагаемые результаты, механизм реализации, содержание)
Октябрь
Игровая викторина «Вопрос-ответ» Изучение и анализ позиции семьи в отношении увлечения детей.
Оформление тематической папки «Что такое шахматы» Консультирование по актуальным вопросам
Ноябрь
Памятка «Полезные советы для родителей»
Декабрь
Родительская гостиная «Хитрые вопросики» Повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития старших дошкольников.
Январь
Родительский клуб «Шахматисты» Повышение компетентности родителей в вопросах культуры общения во время игр.
Февраль
Мастер-класс «Путешествие в страну шахматных фигур». Знакомство со спецификой проведения занятий
Март
Выставка рисунков «В стране шахматных фигур»
(совместные работы детей и родителей)
Апрель
Родительский клуб (встреча за круглым столом) «Поделись опытом» Презентация семейного опыта «Как мы поддержали своего ребенка в кругу семьи»
Май
Праздник «В стране Шахматной королевы» Активизация совместной деятельности детей с родителями.
План работы с родителями
2-й год обучения
Сентябрь
Родительский клуб «Как мы провели лето» Обеспечение взаимопонимания и партнерства
Октябрь
Памятка «Полезные советы для родителей» Повышение компетентности родителей
Ноябрь
Родительская гостиная «Хитрые вопросики» Повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития детей
Декабрь
Выставка рисунков «На шахматном турнире»
(совместные работы детей и родителей) Ознакомление с результатами деятельности кружка «Юный шахматист» за первое полугодие.
Январь
Родительский клуб «Шахматисты» Повышение компетентности родителей в вопросах игры в шахматы.
Февраль
Интеллектуальная игра среди воспитанников кружка Поддержка интереса детей
Март
Открытое первенство в дошкольном учреждении «Посмотрите, как мы играем в шахматы». Поддержка интереса детей
Апрель
Шахматный турнир Поддержка интереса детей
Май
Праздник «До свидания» Оценка деятельности детей и родителей за 2 года