Галия Кубжасарова
Программа дополнительного образования в ДОУ «Шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи программы :
1. Развитие и тренировка психических процессов:
- Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности; развитие логического мышления,
ориентировки на плоскости, внимания, памяти;
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,
умозаключений.
2. Развитие познавательных интересов
- изучение основ шахматной игры,
- расширение кругозора;
3. Развитие творческих способностей:
- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
Публикация «Программа дополнительного образования в ДОУ „Шахматы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,
спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;
- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход
событий.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта, культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
Объем программы : программа рассчитана на два года обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СТАРШАЯ ГРУППА
1. Тема: «Знакомство с шахматной доской». Программное содержание : дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат, дать детям краткую историческую справку о возникновении
шахматной игры, фигурах, вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды «Два брата» с показом иллюстраций. Гости занятия – Чёрная и Белая клеточки.
Основная часть. Объяснение воспитателя по теме. Упражнения: «Расположи шахматную доску правильно», «Разложи шахматные поля». 3 часть: Загадывание шахматных загадок. Подарок детям - Шахматная тетрадь.
Задания в тетради: «Раскрась клеточки как на шахматной доске».
2. Тема: «В гостях у Горизонталика и Вертикалика». Программное содержание : Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей, вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Знакомство с героями занятия Горизонталиком и Вертикаликом. Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Проведи пальцем по названой линии», «Поставь поле правильно». 3 часть: закрепление пройденного материала в шахматных загадках. Задания в тетради: «Исправь ошибки».
3. Тема: «Диагональ». Программное содержание : Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Игры с Горизонталиком и Вертикаликом. «Кто быстрее составит горизонталь?» и т. п. 2. Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Найди самую короткую и длинную диагональ», «Какого цвета самая длинная диагональ», «Найди цент шахматной доски». 3 часть: закрепление пройденного материала в шахматных загадках. Задания в тетради: «Исправь ошибки».
4. Тема: «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка». Программное содержание : Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о шахматных фигурах. Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». 2. Основная часть: разучивание рифмовки о пешке, способах её хода. Упражнения: «Поставь пешку на её поле», «Покажи способы хода пешки»», «По каким клетка может ходить пешка». 3 часть: чтение стихотворения Г. Мишина «Поход маленькой пешки» с показом иллюстраций или диафильма.
5. Тема: «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ». Программное содержание : Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ладье
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ладье, способах её хода. Упражнения: «Поставь ладью на её поле», «Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка может ходить ладья». 3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи».
6. Тема: «Могучая фигура ФЕРЗЬ». Программное содержание : Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ферзе, почему она так называется. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь». 3 часть: Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя».
7. Тема: «Прыг, скок и вбок». Программное содержание : Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о фигуре – конь.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о коне, способах его хода. Упражнения: «Поставь коней правильно», «Покажи способы хода коня», «По каким клеткам может ходить конь». 3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы названных фигур», «Отгадай шахматные загадки».
8. Тема: «Король жаждет боя». Программное содержание : Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король». 3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы шахматных фигур, «Нарисуй стрелками способы передвижения короля».
9. Тема: «Ворота Каиссии». Программное содержание : Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о богине шахмат – Каиссии. Показ иллюстраций. 2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее». 3 часть: игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».
10. Тема: «Шах – что это?». Программное содержание : Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок. 2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах,». 3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».
11. Тема: «Шах – что это?». Программное содержание : Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок. 2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах,». 3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
12. Тема: «Мат и пат». Программное содержание : Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях. 2. Основная часть: дать определение «Мат», «Пат». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате и пате, задания в тетради.
13. Тема: «Мат и пат». Программное содержание : Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях. 2. Основная часть: закрепить понятие о «Мате» и «Пате». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате т пате, задания в тетради.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Чтение детям И. Сухин «Шахматная сказка». Основная часть. Знакомство детей с правилами поведения в шахматах. Упражнения: «Выбери правильный ответ». 3 часть: Отгадывание шахматных загадок. Рисование на тему: «Я в шахматной стране».
15. Тема: «Шахматный КВН». Программное содержание : Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды. Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т. п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ». 3 часть: Подведение итогов. Награждение победителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Тема: «В стране шахматных чудес». Программное содержание : Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Шахматная нотация : адреса фигур.
2. Основная часть: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ….) «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры, «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т. д.). 3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить цифры и буквы на шахматной доске.
2. Тема: «Игра на уничтожение» Программное содержание : Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия: 1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).2. Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко). 3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
3. Тема: «Один в поле воин» Программное содержание : Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Ладья - ходы: взятие, сила. Линейные и двойные удары. 2. Основная часть: Игра: «Огонь» (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою). Игра: «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку.) 3 часть: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в тетради шахматную доску.
4. Тема: «Защита контрольного поля» Программное содержание : Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды».
Ход занятия: 1. Вводная часть: Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. 2. Основная часть: Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
3 часть: "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух, "Ограничение подвижности".
5. Тема: «Как Ладья похудела» Программное содержание : Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Рассказ воспитателя: король самая главная фигура и его надо защищать, для него придумали ход,
рокировка. В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. 2. Основная часть: показ рокировки в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. Потренировать в выполнении рокировки без других фигур. Познакомить с правилами, когда рокировку делать нельзя. 3 часть: Игра: «Кто первый?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат).
6. Тема: «Захват контрольного поля» Программное содержание : Закрепить представление о слоне, туре, способах его передвижения, «веса». Учить детей, на примере слона - фигуры, за минимальное число ходов, проходить до определённой клетки шахматной доски; вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть : игра «огонь». Рассказать детям о приблизительной стоимости слона, приняв за единицу измерения одну пешку (пешка - одна единица)2. Основная часть: Игра: «Кто внимательнее?». Показать несколько «ловушек», в которые можно попасть, если соблазниться «приманкой» противника. 3часть: Игра на «объедение» (за 10 - 15 ходов съесть большее количество фигур).
7. Тема: «Вежливые слоны» Программное содержание : Учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) проходить «лабиринт» до определённого поля на доске. Вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. 2. Основная часть: Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. 3 часть: Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
8. Тема: «Шахматная нотация». Программное содержание : Закрепить понятие «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание. Вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Загадки по тетрадке: квадрат 8х8 см., обозначены буквы и цифры, как на шахматной доске.
2. Основная часть: Шахматная нотация : игра «Кто быстрее?». Воспитатель записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и обозначают буквой и цифрой. Повторение правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и пешки (кроме правила превращения и взятия на проходе). 3 часть: Игра: «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске, стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шахматское поле : страну). обозначить в блокноте все поля буквами и цифрами, повторить буквы и изучение правила хода фигур. Игра "Морской бой". Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
9. Тема: «Волшебный квадрат» Программное содержание : Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; тренировать логическое мышление; обогащать детскую фантазию. Вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", 2. Основная часть: Знакомство с «квадратом пешки». 3 часть: Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения, "Ограничение подвижности".
10. Тема: «Спасительница – оппозиция» Программное содержание : Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах, продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию, расширить кругозор детей. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Постановка проблемы: оба короля сегодня будут бегать т. к. мы сегодня познакомимся с понятием «оппозиция».
2. Основная часть. Оппозиция это такое положение королей, когда они стоят друг против друга по вертикали или диагонали, при этом они стоят на клетках одного цвета. Если короли стоят через одну клетку, то оппозиция называется ближней. С помощью оппозиции короли борются друг с другом. Упражнение в постановки королей в оппозицию по
горизонтали, вертикали, диагонали. Показать, как, используя знания оппозиции поставить мат ладьей с помощью короля: заставлять короля противника вставать в ближнюю оппозицию и в это время делать шах ладьей, своим королем стараться вставать на ход коня, подгонять короля к краю доски. 3 часть: Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить усвоение материала.
11. Тема: «Непобедимый» Программное содержание : Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры, пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Постановка проблемы: Выполнить правила дебюта (занят центр, развиты легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти правила : лучше не выводить ферзя вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не заниматься охотой на пешек). 2. Основная часть: Показать варианты нападения на поле F7 - F2 (мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат легаля (конем).
3 часть: Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии; потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении
поставить защиту.
12. Тема: «Волшебный мир комбинаций» Программное содержание : Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Что такое «ловушка? В шахматной игре тоже
можно поставить противнику ловушки, но можно и самим в них угодить. 2. Основная часть: Показ вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья, ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может подстроить вилку - шах с потерей ладьи. Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах. Обратить внимание, что защититься от него с помощью других фигур нельзя, король спасается сам.
3 часть: Игровые упражнения «сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «свяжи фигуру», «поставь двойной шах».
13. Тема: «Волшебный мир комбинаций» Программное содержание : Сформировать у детей понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал; учить понимать о чём идёт речь; показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: повторение понятий вилка. 2. Основная часть: Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах, матовый финал, дать определение «мельница» (серия чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать комбинацию мельница. 3 часть: Игровые упражнения «сделай вилку, мельницу», «свяжи фигуру», «поставь двойной шах, матовый финал».
14. Тема: «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» (4 занятия) Программное содержание : Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Совместное обсуждение четырех вариантов; линейный мат, мат ладьей, мат ферзем, пат. 2. Основная часть: Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в случае затруднения педагог помогает. 3 часть: Соревнование с подсчетов очков (одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; о очков, если задачу придумает за ребенка педагог и 0 очков, если задача не решена). Впервые определяется победитель.
15. Тема: «Здоровые телом – сильные духом!» Программное содержание : Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей. Методические приё мы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Выбор жюри, представление команд
2. Основная часть: Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. 3 часть: завершение праздника, подведение итогов.