Зинаида Суслова
Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Всезнайка» (экономическое воспитание дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
программа "Всезнайка"
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематический план
III. Содержание программы
IV. Методическое обеспечение программы
V. Литература
I. Пояснительная записка.
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос, когда можно начать заниматься экономикой?
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет „Всезнайка“ (экономическое воспитание дошкольников)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Актуальность обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умении рассказывать о них. Обогащать детский словарь, приобретать такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и небояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознавая правила их честного зарабатывания.
Цель программы :
Обучение детей азам экономики, формирования у них экономических представлений и экономического сознания.
Задачи:
Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений;
Дать понятие между эстетическим и экономическим категориям : деньги, труд, товар, цена, с одной стороны и честность, щедрость, экономичность с другой стороны;
Формировать экономическое мышление;
Воспитывать уважение к тем, кто проявляет заботу о них.
Для решения поставленной программой задач необходимо выполнение следующих педагогических задач:
Построение развивающей предметно – пространственной среды;
Обеспечение разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности детей;
Планирование занятий тематическими циклами;
Развитие положительно – эмоциональной среды.
Программа по экономическому воспитанию детей состоит из следующих направлений:
1. Потребности.
2. Потребности и ресурсы.
3. Ограниченность ресурсов, выбор и его цена.
4. Обмен и деньги. Рынок. Цена.
Сроки реализации:
1 год – 6-7 лет один раз в неделю 25-30 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончанию курса дети:
Понимают и ценят окружающий предметный мир (результат труда людей);
Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
II. Содержание программы.
1. Познакомить детей с понятием «экономика» и объяснить для чего она, нужна;
2. Продолжать знакомить детей с понятиями «экономика», «экономисты», помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения, развивать мышление, воображение;
3. Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие «потребности человека»;
4. Дать понятия детям о дружбы и заботы, учить ценить данные качества;
5. Знакомить детей с богатым выбором товаров и услуг, в игровой форме подойти к понятиям товары и услуги;
6. Дать представление детям какие потребности могут присутствовать в каждой семье;
7. Закрепить знания детей о потребностях человека; путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие «потребности животных»; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них;
8. Познакомить детей с потребностями растений через длительный опыт.
9. Закрепить понятие «природа»,выяснить у детей, что относиться к природному миру; подвести детей к пониманию того, что одни материалы из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.
10. Расширять представления детей о разнообразии природных ресурсов и способов их использования; обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необходимые товары;
11. Познакомить детей с производителями товаров и услуг, показать связь потребителя и производителя;
12. Расширять знания детей о технике и ее роли в жизни человека; закреплять понятия капитальные ресурсы, развивать технологический кругозор.
13. Помочь освоить систему элементарных знаний о современной технике, сгруппировать транспорт по среде передвижения: водный, воздушный, космический, наземный; развивать технический кругозор и уважение к людям труда;
14. Дать детям представления о том, что в предметах, окружающие их, вложены труд многих людей; учить ценить и уважать труд других людей;
15. Проверка знаний детей по изученным темам;
16. Дать представление о разнообразии природных и капитальных ресурсах, выявить представление о производителях товаров и услуг;
17. Сформировать у детей разумное отношение к ситуации выбора; дать представление о цене выбора;
18. Ввести в активный и пассивный словарь детей, экономические понятия, «натуральный обмен», «бартер»; расширять знания детей о жизни древних людей;
19. Дать представления о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена; познакомить с денежными единицами различных государств;
20. Закрепить представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена; выяснить знания детей о спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товара и услуг; учить работать командой, сопереживать, находить коллективный ответ путем рассуждений;
21. Знакомство детей с семейным бюджетом;
22. Учить выделять главное направление использования денег людьми; дать понять о семейных доходах и расходах семейного бюджета;
23. Экскурсия в магазин игрушек;
24. Закреплять в практичной ситуации представление детей о деньгах, как универсальном средстве общения; воспитывать культуру поведения в общественных местах; познакомить с правилами общения покупателя и продавца
25. Деловая игра «Маркетинг»
26. Викторина – подведение итогов за год.
III. Методическое обеспечение программы.
Тема Структура занятий Приемы и методы Материал и оборудование
1. Экономика. Что это такое? беседа словесный Кукла гном «Эконом»
2. Золотые правила экономики. беседа словесный Кукла царица «Экономика»
3. Потребности человека Слушание муз. произведения беседа рисование слуховой словесный практический
Карандаши листы бумаги
4. О дружбе и заботе Рассказ педагога, просмотр иллюстраций Слуховой словесный наглядный иллюстрации
5. Какие бывают товары и услуги Рассказ педагога, просмотр иллюстраций Слуховой словесный наглядный иллюстрации
6. Потребности и возможности моей семьи Рассказ педагога, просмотр иллюстраций Слуховой словесный наглядный иллюстрации
7. Потребности животных Беседа практическое задание Словесный практический Дид игра «Выбери дом для черепахи» карандаши альбомы
8. Потребности растений Рассказ показ иллюстраций Практический словесный иллюстрации
9. Природа и рукотворный мир Загадывание загадок Практический словесный загадки
10. Кому спасибо говорим (о природных ресурсах) Объяснение рисование Словесный практический Карточки карандаши альбомы
11. Кто производит товары (о производителях товаров и услуг) Беседа показ Словесный наглядный Карточки карандаши альбомы
12. Машины, оборудование, инструменты, приборы (капитальные ресурсы) Беседа показ рисование Словесный наглядный практический Карточки карандаши альбомы
13. Средства передвижения (капитальные ресурсы) Рассказ показ иллюстраций загадывание загадок Словесный наглядный практический Иллюстрации загадки
14. Цепочка производителей Объяснение
показ Словесный наглядный иллюстрация
15. Экономическая викторина : «Что? Где? Когда?» по теме «Производители и ресурсы» Практические задания практический Карточки карандаши альбомы
16. Ограниченность ресурсов, или что мы выбираем? Чтение
Практическое задание Слуховой практический Книга карточки с заданием
17. Выбор, цена выбора. Чтение практическое задание Слуховой
практический Карточки карандаши альбомы
18. Натуральный обмен. Бартер. Объяснение показ Словесный наглядный Карточки с изображением
19. Деньги, какие бывают деньги Объяснение показ практическое задание Словесный наглядный практический Образцы денег, карточки с заданием
20. Рынок. Где и что покупают люди? Объяснение показ практическое задание Словесный наглядный практический карточки с заданием иллюстрации
21. Что такое цена, от чего она зависит. Рассказ практическое задание Слуховой практический карточки с заданием
22. Зачем людям деньги (семейный бюджет) Рассказ показ иллюстраций Слуховой наглядный иллюстрации
23. Праздник первой покупки (экскурсия в магазин игрушек) экскурсия Наглядный словесный
24. Обмен и деньги. Рынок. Цена. (Экономическая викторина). Рассказ
Показ практическое задание Слуховой наглядный практический Картинки карточки с заданием листы бумаги фломастеры
25. Деловая игра «Маркетинг» (изучение спроса и предложения). Показ объяснение Слуховой наглядный Атрибуты для игры
26. Путешествие по стране экономика. (Итоговое занятие). Практические задания Практический Карточки с заданиями карандаши листы бумаги
Формы работы:
Интегрированные занятия – перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно – подвижной природе детей и позволяя рассмотреть объект изучая в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике.
Посещение магазина игрушек:
Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми; дает возможность изучения предметов и явлений в естественной обстановке, повышает интерес и любознательность детей.
Познавательные беседы:
Развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуются нравственное и эстетическое отношение к экономическому восприятию.
Работа с родителями:
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка дома, семьи. Поэтому для родителей проводятся консультации, анкетирование, вместе изготавливаем папки передвижки по экономическому воспитанию дошкольников.
Литература.
1. Закон РФ «Об образовании» ст. 9 ст. 14 п. 5
2. СанПин 2.4.1. 1249-03
3. Типовое положение о дошкольном образовании учреждения (от12.09.2008г №666)
4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009г.)
5. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» письмо МОРФ от 11декабря2006г. №06-1844
6. «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Ф. Васильевой.
7. «Экономическое воспитание дошкольников» - Авторы – составители: У. А. Курак, Л. А. Михирева, А. Н. Орешина, А. Н. Подгорнова, Л. В. Позднышева. ООО «ТЦ Сфера» 2002г.
8. «Дошкольникам об экономике» - пособие для педагогов учреждений, обеспечивающее получение дошкольного образования /Е. Н. Табих. - Минск: Выс. Шк. 2007г.
9. «Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно – ролевые игры и дидактические игры» /Автор – составитель Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
10. «Как мы играем в экономику»- Автор – составитель Е. В. Лушникова // Воспитатель «ТУ СФЕРА» М. ; 2008г.