Зоя Полинова
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей „Цветные ладошки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного (обобщенного) образа адекватными изобразительно-выразительными средствами.
Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
Исходя из этого, мы делаем вывод об актуальности реализации программы художественно-эстетической направленности в детском саду.
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Цветные ладошки» разработана на основе авторской программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей 3-6 лет.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана в соответствии с ООП «Детского сада «Семицветик», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Срок реализации данной программы 3 года. Занятия проводятся в соответствии с требованиями Сан ПИН 1 раз в неделю не больше 15 минут.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цветов, формы, объема и др. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Новизна данной программы заключается в том, что через занятия осуществляется художественно-эстетическое развитие детей, в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов дошкольного образования; кружковая деятельность соответствует тематическому планированию ДОУ.
Цель:
Знакомство детей с различными нетрадиционными техниками художественного творчества. Развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучить навыкам работы с различными материалами (поролоновый тампон, ватные палочки, картофельными печатками, пальчиками, ладошками).
2. Закреплять знание цветов и оттенков;
4. Обучать разным техникам рисования;
5. Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
6. Учить последовательно распределять работу, прибирать рабочее место;
7. Формировать навыки общения, умение работать в коллективе.
8. Формирование знаний о материальной и духовной культуре, о роли искусства в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать зрительное восприятие (цвет, величина, форма, пространственные представления)
2. Развивать мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза.
3. Развивать психические процессы - внимание, память, речь, мышление, воображение.
4. Развивать чувство ритма в рисунке.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
2. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда;
Методы:
1. Наглядные (показ взрослого, образцы).
2. Словесные (объяснения, художественное слово, поощрение).
3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).
4. Практические.
Способы:
•Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.
•Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.
•Рисование ладошкой. Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.
•Оттиски печатками картофеля. Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.
•Тычки жесткой полусухой кистью. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает "тычки" ("стучит каблучком", заполняя нужное пространство.
Ожидаемые результаты:
•Ребенок знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться;
•знает и называет основные цвета и оттенки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый);
•умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на платье);
•умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
• владеет нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ладошкой; поролоновым тампоном, печатками из картофеля, ватными палочками.
•организовывает, прибирает после занятия своё рабочее место;
• планирует собственную деятельность
•выполняет работу по образцу и по замыслу;
•умеет работать в коллективе сверстников.
Методическое обеспечение:
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми : беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка работ. В процессе работы используются информационно-методические материалы.
Формы проведения итогов реализации программы :
выставки детских работ
- дни презентации детских работ родителям, сотрудникам
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Практические методы обучения:
упражнение (при освоении приемов вышивания, моделирование, игровой метод.
Словесные методы:
рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы,
объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Наглядные методы и приемы:
- наблюдение
- рассматривание готовых работ на занятиях кружка
- показ образца
- показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия)
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
•краски гуашевые
•краски акварельные
•цветные карандаши
•кисти
•поролон
•ватные палочки
•картофельные печатки
•альбомные листы
•ватманы
Итогом детской деятельности могут служить:
•Выставки детского творчества в детском саду.
•Тематические выставки в ДОУ.
•Участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Сентябрь
3 неделя Лепка предметная «Мой веселый, звонкий мяч».
Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми
движениями ладоней. Развитие кисти рук.
4 неделя Рисование предметное «Мой веселый, звонкий мяч». Рисование круглых двуцветных предметов : создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
Октябрь
1 неделя Рисование «Разноцветные шарики». Рисование овальных предметов: создание
контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточка на шариках).
2 неделя Аппликация «Листопад». Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки).
3 неделя Лепка «Грибы на пенечке». Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3 частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей.
4 неделя Аппликация с элементами рисования «Грибная полянка». Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. И изображение грибов контрастными по размеру.
Ноябрь
1 неделя Рисование ватными палочками «Град, град!» Изображение тучи и града ватными палочками с изменениями частоты размещения пятен (пятнышке на тучке-близко друг к другу, град на небе- более редко с просветами).
2 неделя Аппликация с элементами рисования «Дождь, дождь!» Аппликативное изображение тучи : наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рванных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.
3 неделя Лепка «Сороконожка». Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменения формы- изгибание, свивание
4 неделя Рисование декоративное «Полосатые полотенца для лесных зверушек».
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре двух-трех цветов или разных линий).
Декабрь
1 неделя Аппликация с элементами рисования «Волшебные снежинки». Наклеивание шестилучевых снежинок из 3 полосок бумаги с учетом исходной формы (круг, шестигранник, дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).
2 неделя Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки». Моделирование игрушек (из2-
3 частей) для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.
3 неделя Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка». Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольник, трапеция) : украшение елки цветными игрушками, гирляндами (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материаламиЯ
Ноябрь
2 неделя Лепка «Бублики-баранки». Раскатывание цилиндров (колбасок) разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий: посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой. Развитие глазомера и мелкой моторики.
3 неделя Рисование «Бублики-баранки». Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом-для рисования баранок, с узким ворсом-для рисования бубликов.
4 неделя Аппликация «Бублики-баранки». Наклеивание готовых форм- колец разного размера в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов- баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.