Елена Чамзинская
Программа дополнительного образования «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы :
1. Пояснительная записка:
- Актуальность программы;
- Культурологический аспект
2. Цель и задачи программы
3. Ожидаемые результаты образовательного процесса
4. Ресурсное обеспечение эффективной реализации программы :
-Кадровое обеспечение;
-Материально-техническое обеспечение;
-График проведения занятий;
-Методическое обеспечение
5. Календарно-тематический план обучения
6. Содержание образовательной программы
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования „Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников“ (часть 1)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Программа дополнительного образования «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников»
Обучающиеся по программе дошкольники проходят поэтапное изучение хореографии, вокала, народных игр, традиций и быта культуры народностей, населяющих Поволжье: русской. чувашской, мордовской, татарской, башкирской и т. д
Цель программы :
Создание условий для приобщения дошкольников к богатству народного творчества народностей Самарской губернии.
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их полном объеме.
- развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей
- воспитание самодостаточного человека, патриота на основе любви к народной культуре, народному творчеству. Задачи:
Образовательные
1. Овладение дошкольниками основам народного танца, изучения народных песен, потешек, прибауток, считалок,дразнилок, народных игр;
2. Организация народных праздников,досугов,развлечений;
3. Ознокомление с бытом, традициями, народным костюмом.
Воспитательные
1. Создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности и условий для общения;
2. Развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности
Развивающие
1. Формирование знаний по культуре народностей Поволжья
2. Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей;
3. Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в различных видах деятельности.
Определение целей, задач и содержания программы основывается на таких важнейших принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей ребенка. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только каждого воспитанника, но и учреждения в целом.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников :
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать
- национальности населяющие Поволжье, их быт, народный костюм, национальные праздники;
- тексты народных песен, хороводов, потешек, дразнилок, считалок;
- уметь составлять и исполнять русский или другой несложный национальный танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притоп, дроби; уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.
- овладеть навыками игры на народных музыкальных инструментах : ложки, свистульки, трещотки, бубенцы.
Для учреждения: охватить программой родителей воспитанников, сотрудничать в этом направлении с Детской школой искусств и ДК нашего поселка.
Для города: воспитание достойного поколения молодых людей, способных проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей национальной культуры.
Ресурсное обеспечение эффективной реализации программы :
1. Кадровое обеспечение:
Занятия проводят высококвалифицированные педагоги дополнительного образования, имеющие опыт работы в данном направлении.
Материально-техническое обеспечение:
Обеспечение помещением с развитой предметно-развивающей средой. Помещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции.
1. Материалы и оборудование:
- хореографический станок
- зеркальные стены
- народные костюмы
- народные музыкальные инструменты : трешотки, бубенцы, ложки, свистульки.
- платочки, коромысло, ведерки, балалайки
2. Технические средства:
- музыкальный центр
- диски
- мультимедийное оборудование
- ноутбук
3. График проведения занятий: 4 раза в месяц – 1 час в неделю
4. Методическое обеспечение:
- диски с музыкальными произведениями (с различным характером и темпом);
- учебные мультимедийные пособия;
- подбор народных песен, игр, потешек,попевок. считалок для каждого возраста;
- видеозаписи выступлений хоровых, танцевальных коллективов и оркестра народных музыкальных инструментов;
- методические разработки мероприятий: «Путешествие в страну древности»; конкурс «Турнир народных танцев»; досуг «Венок русской песни»; сценарии праздников: «Воздвижение. Капустные вечерки» ,«Жаворонки», «Федул»,«Иван Купала»,«Троица», «Масленица широкая», «Яблочный спас», «Покров», «Колядки на Рождество».
- мультимедийные пособия: «Народный костюм народов Поволжья», «Народные наигрыши», «Знакомство с народными инструментами», «Люблю березку русскую», «История моего поселка», «Самара мой город», «Светелка», «Быт крестьян»
Виды и методы контроля образовательной деятельности.
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках воспитанников.
Вводный контроль – направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний, который дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Для этого вида используются следующие методы:
- диагностическая беседа;
- опрос;
- наблюдение;
- игры (народные, подвижные, музыкальные, дидактические).
Текущий контроль – осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения пройденного материала и выявления пробелов в знаниях детей.
Для этого используются следующие методы:
- тестирование;
- практическая работа;
- индивидуальная работа;
- игровые конкурсы;
- самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года или полугодия. Здесь целесообразно принимать участие в конкурсах, фестивалях и массовых мероприятиях.
В образовательном процессе применяются такие педагогические технологии:
1. Игровая технология – которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Их основная цель – обеспечения личносно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2. Технология дифференцируемого обучения – которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
3. Технология личностно – ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
4. Информационные технологии - все технологии использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио -, видео -,теле - средства обучения.
5. Здоровье сберегающие технологии - создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей.