Ольга Бобкова
Программа дополнительного образования детей в возрасте 5–6 лет «Пластилиновое чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее. Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.
Публикация «Программа дополнительного образования детей в возрасте 5–6 лет „Пластилиновое чудо“» размещена в разделах
Пластилинография - один из новых жанров в изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования, который появился сравнительно недавно.
Жанр «пластилинография» представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов, например, декорирование поверхности бисером, паетками. Основным материалом в пластилинографии является пластилин, а основным инструментом - рука.
Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников.
Актуальность
Поскольку, в примерной образовательной программе «Детство» количество учебных часов по художественно - эстетическому развитию в разделе «лепка» уделено, на мой взгляд, недостаточно часов, я предлагаю для работы с дошкольниками программу «Пластилиновое чудо».
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Она является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования и определяет содержание и организацию образовательной деятельности в области художественно - эстетического развития, направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, пространственная ориентация, сенсомоторная координация детей, а так же развитию творческих способностей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Данная программа разработана на основе методических пособий Давыдовой Г. Н. Разработаны примерные конспекты занятий с учетом требований ФГОС ДО.
Цель: развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии.
Задачи:
-обучать техническим приемам лепки посредством основных видов пластилинографии, применяя бросовый и природный материал для воплощения замысла;
-развивать художественно-эстетический вкус (сочетать цвета, создавать цвета путем смешивания пластилина, создавать композицию);
- воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения.
Общепедагогические принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
- Принцип природосообразности : постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей : возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Механизм реализации программы
- Реализация программы рассчитана на 1 год обучения;
- численность детей в группе 12 человек, возраст 5-6 лет;
-продолжительность занятий- 25 минут, в вечернее время, 1 раз в неделю;
-всего за год (включая мониторинг) – 28 занятий.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
-фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой - организация работы в группах;
-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы организации деятельности детей :
-словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, инструктаж, обсуждение результатов, поощрение);
-наглядные (показ образцов, схем, иллюстраций);
-практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
-игровые (создание игровых ситуаций).
Формы организации деятельности детей :
-тематические занятия;
-игра-путешествие;
-творческие занятия;
-игровые занятия;
-выставки детских работ.
Структура занятия состоит из трех частей:
1ч -вводная (2-3 мин.) (Организационный этап).
Мотивация, постановка цели.
2 ч- основная часть (18-19 мин.) (основной этап)
Показ, объяснение, рассматривание схем, образцов изделий,
выполнение изделий детьми, пальчиковая гимнастика, физ. минутка.
3 ч- заключительная часть (2-3 мин.) (заключительный этап)
Рефлексия.
Ожидаемые результаты
В конце года обучения дети будут знать:
-основные приемы лепки, виды пластилинографии;
-сочетание цвета, композиционное построение.
Уметь:
-применять бросовый и природный материал (бисер, паетки, бусины, семена);
-доводить начатое дело до логического завершения.
Способы определения результативности
Предварительный контроль – проводится перед началом обучения, определяет исходный уровень знаний и умений детей.
Итоговый контроль – проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, на материале предварительного контроля.
Для разработки критериев диагностики опирались на материал методического пособия для воспитателей и педагогов Казаковой Т. Г. И Лыковой И. А.
Критерии данной диагностики мы адаптировали под критерии овладения приёмами нетрадиционной техники пластилинографии.
Материалы для создания пластилиновой картины :
картон;
набор пластилина;
салфетка для рук;
стеки;
дощечки;
бросовый и природный материалы.
Учебно-тематический план
№ Тема Программное содержание
Кол-во уч. часов
1. Мониторинг
Октябрь (1нед.) Определить исходный уровень умений детей. 1 ч.
2. Вводное занятие
Октябрь (2 нед.)
«Путешествие в страну Пластилинию».
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пластилинография, с правилами безопасности при работе со стеком. Исследовать свойства используемого материала (пластилина). 1 ч.
3. Основные приемы
Октябрь (3 нед.) Познакомить с основными приемами: скатывание, ощипывание, надавливание, сворачивание, размазывание пластилина подушечкой пальца на горизонтальной плоскости. 1ч.
Всего: 3 ч.
Прямая пластилинография
4.«Осенний
Листок» Октябрь (4 -5нед.)
Приложение 1.1
-Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой;
-развивать чувство цветовосприятия;
-соблюдать технику безопасности при работе со стеком. 2ч.
5.«Воздушные шары»
Ноябрь (6 нед.)
-Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную приемом размазывания;
-учить применять бросовый материал для выразительности предмета;
-развивать творческие способности;
-воспитывать аккуратность при работе с пластилином. 1 ч.
6.«Чудо-плоды» Ноябрь (7-8 нед.) Учить передавать посредством прямой пластилинографии изображение фруктов и овощей;
-развивать композиционные умения, учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, размера;
-воспитывать интерес к нетрадиционной техники рисования. 2 ч.
7.«Мамочкин портрет»
Ноябрь (9 нед.)
Продолжать развивать навык использования приемов размазывания и примазывания, прорисовки деталей стекой;
-развивать чувство цвета, композиции;
-воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения. 1ч.
8.«Снеговик» Декабрь (10 -11 нед.)
Приложение 1.4 Обучать техническим приемам лепки посредством прямой пластилинографии;
-учить применять бросовый материала для придания объекту завершенности и выразительности;
-развивать у детей чувство композиции;
-воспитывать аккуратность при работе с пластилином. 2 ч.
9.«Елочка- красавица» Декабрь (12-13 нед.) Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином);
-формировать умение работать в коллективе; 2 ч.
10. «Чашечка»
Январь (14 нед.) Продолжать учить выполнять лепную полуобъёмную работу на горизонтальной плоскости, пользоваться стекой, для нанесения узора;
-формировать умение обследовать предмет. 1 ч.
11. «Варежка»
Январь (15 нед.) Учить работать на заданном пространстве, не выходя за контур;
-самостоятельно выбирать цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла упражнять приему размазывания пластилина подушечкой пальца. 1ч.
12.«Подснежники- вестники весны»
Январь (16 нед.)
Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»;
- развивать художественно-эстетический вкус;
-воспитывать бережное отношение к живой природе. 1 ч.
13. «В гостях у сказки»
Февраль (17- 18нед.) Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином- скатывание, отщипывание, надавливание, равномерного размазывания используемого материала на основе;
-формировать умение работать на заданном пространстве, соблюдая пропорции композиции. 2 ч.
Всего: 15 ч.
Мозаичная пластилинография
14. «Золотая рыбка»
Февраль (19-20 нед.) Развивать творческие способности детей средствами мозаичной пластилинографии;
-учить приемам надавливания- прикреплять «чешуйки» рядом друг с другом. 2ч.
15. «Незабудки»
Март (21- 22 нед.)
Дать детям знания о цветке незабудка;
-учить детей изображать объект природы, посредством нетрадиционной техники – пластилинографии;
-развивать чувство формы, пропорций и цвета;
- воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения. 2 ч.
16. «Бабочка»
Март (23 нед.)
Обучать техническим приемам лепки посредством мозаичной пластилинографии, применяя бросовый и природный материал для воплощения замысла;
-развивать самостоятельность, творческие способности;
-воспитывать аккуратность при работе с пластилином. 1 ч.
Всего: 5 ч.
Контурная пластилинография
17.«Клубочки для котенка»
Март (24 нед.)
Познакомить детей с одним из видов пластилинографии - контурная;
-упражнять в раскатывании и сворачивании по спирали пластилина;
- воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения. 1 ч.
18. «Кошкин дом»
Апрель (25- 26 нед.)
Учить детей создавать композицию по мотивам знакомого литературного произведения в технике пластилинографии;
-развивать творческих способностей детей средствами контурной пластилинографии;
-воспитывать у детей чувство сопереживания персонажу, желание помочь ему. 2 ч.
Всего: 3 ч.
Многослойная пластилинография
19. «Змейка»
Апрель (27 нед.) Развивать представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
-развивать творческие способности.
-упражнять в умении украшать объект декоративным узором, накладывая один цвет пластилина на другой. 1 ч.
Всего: 1 ч.
20. Мониторинг
Апрель (28 нед.) Определить степень достижения результатов обучения. 1ч.
Итого за год: 28ч.