Александра Плахтиенко
Программа дополнительного образования «Оригами» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
(срок реализации 1 год)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все дети умеют складывать из бумаги
кораблики, пилотки, самолётики.
Но из обычного бумажного квадратика
можно сделать тысячи самых простых фигурок.
Секрет популярности оригами очень прост
– несложные приёмы работы с бумагой и фантазия,
позволяют создать увлекательный,
но не на что не похожий мир.
Публикация «Программа дополнительного образования „Оригами“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Занятия оригами очень любят дети, и это закономерно, ведь оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги, за несколько минут, рождается чудесная фигурка, для занятий нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создаётся мир, в котором можно играть. Это коллективное творчество, работая вместе, дети делают множество интересных композиций.
Использование техники оригами развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания, знакомит детей с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям. У детей появляется уверенность в своих силах и способностях, одновременно происходит стимуляция развития памяти, детям хочется запомнить как можно больше фигурок на память.
Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа бумаги) складывается тысячи разнообразных фигурок.
Занятия оригами радует душу, и позволяет человеку улетать вместе с квадратиком бумаги в руках улетать в страну Творчества.
Работая с детьми по изодеятельности, заметила, как часто ребёнок бывает «зажат»:
- ему трудно контролировать зрением, работу своих рук;
- сосредоточиться на задании;
- затрудняется проявить творчество и фантазию при выполнении работ по ИЗО;
- не всегда дети могут договориться о совместной деятельности.
Для развития всех этих способностей у детей, я решила познакомить детей, с искусством складывания из бумаги – ОРИГАМИ.
Работу организовала в виде кружковой работы, занятия по изготовлению поделок в стиле оригами проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Их длительность не превышает 30 мин. Занятия проводятся по подгруппам, по 5-6 детей. Общее количество детей охваченных кружковой работой 12.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Цель программы:
Развивать конструктивные и творческие способности детей в процессе ознакомления с искусством оригами.
Задачи:
• Воспитывать у детей старшего возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
• Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образу, заданным условиям, по операционным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
• Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
Я предполагаю, что в конце года:
- У детей разовьется способность работать руками под контролем зрения, самостоятельно изготавливать поделки для игр.
- Улучшится память, дети запомнят последовательность изготовления поделок.
- У детей разовьется уверенность в своих силах и способностях, они самостоятельно смогут изготовить из бумаги поделку для игр, подарок другу, маме, папе.
- Работа с бумагой в стиле оригами научит детей концентрировать своё внимание на изготовление поделки, воспитывает усидчивость, самостоятельность.
Содержание дополнительного образования.
СЕНТЯБРЬ
1. ДИАГНОСТИКА
ЦЕЛЬ: Привлечь детей к новому виду деятельности, выявить умение распознавать геометрические фигуры, умение делить квадрат на равное количество частей.
2. ТЕМА: «Давайте поиграем»
ЦЕЛЬ: Заинтересовать детей работой с бумагой:
- научить делить квадрат путём складывания на равное количество частей.
- Дидактическая игра: «Покажи такую же фигуру»
3. ТЕМА: «В некотором царстве, в Бумажном государстве».
ЦЕЛЬ: Заинтересовать детей в изготовлении поделок из бумаги в стиле оригами:
- начать знакомство с искусством оригами.
- Дидактическая игра «Чего не стало»
4. ТЕМА: «Лягушка и бабочка»
ЦЕЛЬ:
- Узнавать геометрические фигуры.
- Получать из квадрата прямоугольники, треугольники, квадраты меньшего размера.
- Познакомить с изготовлением оригами путём складывания квадрата по диагонали.
- Д. и. : «Узнай по описанию»
ОКТЯБРЬ
1. ТЕМА: «Стаканчик»
ЦЕЛЬ:
- Изготавливать стаканчик из базовой формы «треугольник».
- познакомить с пооперационной картой.
- развивать глазомер.
2. ТЕМА: «Отгадай загадку»
ЦЕЛЬ:
- Изготовлять новые поделки в стиле оригами,
- Поощрять собственную инициативу детей,
- Использовать в работе пооперационную карту – «треугольник»
3. ТЕМА: «Парусник»
ЦЕЛЬ:
- мастерить поделки, используя пооперационную карту.
- Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
4. ТЕМА: «Весёлые мордашки»
ЦЕЛЬ:
- Мастерить мордашки животных из базовой формы – «треугольник»
- Обучать приёмам декоративного украшения поделок (аппликация, рисунок)
НОЯБРЬ
1. ТЕМА: «Знакомство со свойствами бумаги»
ЦЕЛЬ:
- Познакомить со свойствами бумаги,
- Правильно отбирать бумагу для поделок в стиле оригами.
2. ТЕМА: «Василёк»
ЦЕЛЬ:
- Закреплять умение мастерить фигурки – оригами, используя пооперационную карту.
- Развивать глазомер, мелкую моторику.
- Совершенствовать объяснительную речь.
3-4ТЕМА: «Необычайное путешествие» коллективная работа
ЦЕЛЬ:
- Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту.
- Закрепить умение изготовления поделок из базовой формы «треугольник».
- Совершенствовать умение детей работать в мини – группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей,
- Придумать историю, героями которой станут поделки из бумаги.
ДЕКАБРЬ
ТЕМА: «Ёлочка»
ЦЕЛЬ:
- Познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка».
- Мастерить елочки, используя пооперационную карту.
- развивать мелкую моторику рук.
2ТЕМА: «Ёлочные украшения»
ЦЕЛЬ:
- продолжать учить мастерить из бумажных квадратов, используя несложные приёмы складывания бумаги.
- развивать конструктивное мышление, фантазию.
3ТЕМА: «Дед Мороз»
ЦЕЛЬ:
- Делать фигурки, используя схему;
- Совершенствовать навыки работы с ножницами;
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, усидчивость.
4ТЕМА: «Новогоднее панно» коллективная работа.
ЦЕЛЬ:
- Создавать композиции из фигурок, выполненных в стиле оригами.
- Работать с пооперационной картой и схемой.
- Добиваться желаемого результата,
- Показать преимущества коллективной работы.
ЯНВАРЬ
1. ТЕМА: «Новогоднее панно». Коллективная работа.
2. ТЕМА: «Ожившая сказка»
ЦЕЛЬ:
- Повышать интерес к занятиям, используя игровые приёмы.
- Мастерить поделки, используя пооперационные карты.
- Использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.
3. ТЕМА: Викторина «Что? Где? Когда?»
ЦЕЛЬ:
- уточнить и закрепить знания детей об изготовлении поделок в стиле оригами.
- повышать интерес к работе, через игру.
- развивать мышление, сообразительность.
4. ТЕМА: «Воздушный змей»
ЦЕЛЬ:
- Повышать интерес к изготовлению поделок
- Познакомить с базовой формой «воздушный змей»
- Закрепить навыки декоративного украшения.
ФЕВРАЛЬ
1ТЕМА: «Забавные зверушки»
ЦЕЛЬ:
- Познакомить с одним из способов соединения – склеиванием.
- Изготовлять поделки, используя схемы.
- Воспитывать самостоятельность.
- Украшать поделку.
2. ТЕМА: «Превращение стрелы»
ЦЕЛЬ:
- Мастерить поделки, используя схемы.
- Трансформировать «стрелу» в самолёт.
- Добиваться желаемого результата.
3-4. ТЕМА: «День Защитника отечества». Коллективная работа.
ЦЕЛЬ:
- Научить мастерить лодочку из бумаги прямоугольной формы.
- Создавать композицию из фигурок, выполненных в стиле оригами.
- Работать с пооперационными картами.
- Дополнить композицию аппликацией.
- работать в коллективе.
- Добиваться желаемого результата.
МАРТ
1-2. ТЕМА: «Мамин праздник». Красивые цветы для мамы.
ЦЕЛЬ:
- используя пооперационные карты с базовой формой «треугольник» мастерить разные цветы.
- составлять декоративную композицию из поделок оригами и аппликации.
- развивать глазомер и моторику рук.
- закреплять умение пользоваться ножницами.
- учить работать в коллективе.
- добиваться желаемого результата.
3. ТЕМА: «Гном»
ЦЕЛЬ:
- учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей.
- мастерить используя пооперационную карту.
- чётко выполнять инструкции педагога.
- добиваться желаемого результата.
4. ТЕМА: «Ветка рябины»
ЦЕЛЬ:
- учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту.
- изготовлять поделки из базовой формы «стрела».
- развивать объяснительную речь, словарный запас.
АПРЕЛЬ
1. ТЕМА: «Волшебные превращения двухтрубного кораблика»
ЦЕЛЬ:
- учить преобразовывать одну бумажную фигуру в другую.
- соединять две части поделки.
- развивать фантазию, аккуратность.
2. ТЕМА: «Ракета и космонавт»
ЦЕЛЬ:
- уточнить знания детей о Дне космонавтики.
- учить преобразовывать одну печатную фигуру в другую.
- развивать умение работать парами.
- развивать творчество, воображение.
3. ТЕМА: «Лисичка»
ЦЕЛЬ:
- делать лягушку, складывая квадрат в разных направлениях.
- закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.
- воспитывать аккуратность, развивать глазомер.
4. ТЕМА: «Лебедь»
ЦЕЛЬ:
- делать игрушку, используя базовую форму «воздушный змей»
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
-развивать глазомер.
МАЙ
1. ТЕМА: «Волшебные превращения бумажного квадрата».
ЦЕЛЬ:
- закрепить умение детей действовать по инструкции педагога.
- познакомить с новой базовой формой «катамаран».
- развивать фантазию и конструктивное воображение.
2. ТЕМА: «Двухтрубный кораблик»
ЦЕЛЬ:
- познакомить с базовой формой «блинчик».
- мастерить игрушку, с помощью пооперационной карты.
- развивать глазомер.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
3. ТЕМА: «Грач»
ЦЕЛЬ:
- познакомить с базовой формой – «рыба».
- совершенствовать навыки работы с бумагой.
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
4.ДИАГНОСТИКА
ЦЕЛЬ:
- выявить сформированные умения и навыки у детей, в работе с бумагой.
Методическое обеспечение.
БЕСЕДА:
- знакомство с искусством оригами.
- со свойствами бумаги
- с пооперационными картами
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
- Цель: Распознавать и называть геометрические фигуры.
«Покажи такую же фигуру»
«Узнай по описанию»
«Чего не стало?»
ФИЗМИНУТКИ
«Бабочка»
«Ежик»
«Самолёт»
«Листочки»
«Лягушата»
ритмопластика,
- упражнения на эмпатию.
ИГРЫ – ДРАМАТИЗАЦИИ
Игры на воображение, перевоплощение, с поделками оригами.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«самолёты», «прыгающие лягушки»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- изготовление фигурок из бумаги
- преобразовать одну бумажную фигуру в другую
- соединять две части поделки
- создавать композицию из фигурок в стиле оригами
Оснащение занятий.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Бумага белая,
- Бумага цветная,
- Картон,
- Ножницы, клей.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
- Коллекция образцов,
- Пооперационные карты,
- Схемы.