МААМ-картинки

Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»

Наталья Ишутова
Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»
▼ Скачать + Заказать документы

Общеразвивающая программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

«Мир на книжной полке».

Автор программы : Н. Н. Ишутова.

Количество часов - 72 (1 час в неделю)

Направленность программы

Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников „Мир на книжной полке“» размещена в разделах

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены на решение ряда задач, в том числе на формирование общей культуры личности детей; на развитие социальных, нравственных, эстетических качеств; на воспитание с опорой на духовно-нравственные и социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения. Программа «Мир на книжной полке» направлена на социально-коммуникативное развитие детей, что подразумевает воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей ее составляющей посвящены исследования В. А. Рыбина, И. С. Сушковой, Е. П. Шевченко. Работы Н. А. Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению Н. В Микляевой, Т. С. Мишиной, И. И. Чесноковой, чувства, передаваемые автором через произведения искусства, разворачиваются в творческую работу воображения, дополняются и присваиваются созерцателю. Обобщение опыта современных педагогов свидетельствуют о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Таким образом, реализация нравственно-эстетического воспитания дошкольников должна быть направлена:

- на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;

- на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль;

- на формирование потребности в совместных действиях с целью совершенствования мира.

Реализация задач данного направления воспитания наиболее эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Она, как важнейший компонент культуры, по мнению О. Н. Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.

Новизна программы

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, педагогу важно уметь находить такие формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект и ориентировались на определённую образовательную область. Данная программ ориентирована на социально – коммуникативную образовательную область, которая направлена:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- на развитие общения и взаимодействия;

- на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегулирования собственных действий;

- на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу в Организации.

Для ознакомления детей с литературными произведениями и приобщения дошкольников к миру нравственных понятий и эстетических ценностей используется форма Литературной гостиной. Организация и проведение Литературной гостиной позволяет выполнить сразу несколько функций:

- информационно-предметную

- расширение круга литературных произведений, предусмотренного программой литературного образования детей дошкольного возраста;

- деятельно-коммуникативную

- формирование психологических и эстетических механизмов общения ребёнка с авторами и текстами художественных произведений, искусством. Формирование позиции читателя-«сотворца» и потребности в собственном творчестве;

- ценностно-ориентационную – присвоение ценностей добра, истины и красоты, заложенных в произведениях искусства, формирование мировоззрения и его отражение в собственном творчестве.

Цель:

Сформировать у детей умение анализировать и сопоставлять свои поступки и поступки героев с общепринятыми представлениями о нравственности, умение видеть эстетику окружающей действительности.

Задачи:

1) Сформировать представление о нравственно - эстетических ценностях.

2) Воспитывать уважение к людям, которые являются носителями нравственно-эстетических норм.

3) Сформировать умение соотносить свои поступки и действия литературных героев с нравственно-эстетическими нормами и стремление поступать в соответствии с ними.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа предназначена для старших дошкольников.

Сроки реализации.

Реализация программы рассчитана на два учебных года (72 занятия по 25 минут).

Формы и режим занятий.

Встречи проходят в форме Литературных гостиных 1 раз в неделю. Их продолжительность – 25 минут.

Используются следующие модели построения Литературных гостиных:

- тематический вечер одного автора;

- встреча, посвящённая одной нравственной норме;

- диспут;

- творческий отчёт.

Ожидаемый результат.

Сформированность следующих умений:

1) умение анализировать поступки героев в проблемных нравственно – эстетических ситуациях;

2) умение анализировать и соотносить поступки героев с их нравственными качествами (доброта, честность, сочувствие и др.)

3) умение анализировать и соотносить поступки героев с собственными поступками детей в повседневной жизни;

4) умение анализировать эстетику общения;

5) умение анализировать эстетику окружающего мира и природы.

Подведение итогов реализации программы.

Для диагностики нравственно – эстетического воспитания дошкольников используется следующий комплекс методик

1) методика «Сюжетные картинки» и методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой);

2) методика диагностики эстетической воспитанности ребёнка Е. И. Шулёва, наблюдение за общением детей со сверстниками.

Литература.

1. Зябкина В. В., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2010.

2. Зябкина В. В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И. С. Сергеевой. – М. : АПКиППРО, 2011.

3. Зябкина В. В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала / Под общ. ред. В. И. Лутовинова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

4. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010.

5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М. : ТЦ Сфера, 2014.

Публикации по теме:

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 20:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ишутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД