Наталья Ишутова
Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающая программа дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
«Мир на книжной полке».
Автор программы : Н. Н. Ишутова.
Количество часов - 72 (1 час в неделю)
Направленность программы
Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников „Мир на книжной полке“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены на решение ряда задач, в том числе на формирование общей культуры личности детей; на развитие социальных, нравственных, эстетических качеств; на воспитание с опорой на духовно-нравственные и социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения. Программа «Мир на книжной полке» направлена на социально-коммуникативное развитие детей, что подразумевает воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей ее составляющей посвящены исследования В. А. Рыбина, И. С. Сушковой, Е. П. Шевченко. Работы Н. А. Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению Н. В Микляевой, Т. С. Мишиной, И. И. Чесноковой, чувства, передаваемые автором через произведения искусства, разворачиваются в творческую работу воображения, дополняются и присваиваются созерцателю. Обобщение опыта современных педагогов свидетельствуют о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Таким образом, реализация нравственно-эстетического воспитания дошкольников должна быть направлена:
- на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;
- на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль;
- на формирование потребности в совместных действиях с целью совершенствования мира.
Реализация задач данного направления воспитания наиболее эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Она, как важнейший компонент культуры, по мнению О. Н. Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.
Новизна программы
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, педагогу важно уметь находить такие формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект и ориентировались на определённую образовательную область. Данная программ ориентирована на социально – коммуникативную образовательную область, которая направлена:
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- на развитие общения и взаимодействия;
- на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегулирования собственных действий;
- на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу в Организации.
Для ознакомления детей с литературными произведениями и приобщения дошкольников к миру нравственных понятий и эстетических ценностей используется форма Литературной гостиной. Организация и проведение Литературной гостиной позволяет выполнить сразу несколько функций:
- информационно-предметную
- расширение круга литературных произведений, предусмотренного программой литературного образования детей дошкольного возраста;
- деятельно-коммуникативную
- формирование психологических и эстетических механизмов общения ребёнка с авторами и текстами художественных произведений, искусством. Формирование позиции читателя-«сотворца» и потребности в собственном творчестве;
- ценностно-ориентационную – присвоение ценностей добра, истины и красоты, заложенных в произведениях искусства, формирование мировоззрения и его отражение в собственном творчестве.
Цель:
Сформировать у детей умение анализировать и сопоставлять свои поступки и поступки героев с общепринятыми представлениями о нравственности, умение видеть эстетику окружающей действительности.
Задачи:
1) Сформировать представление о нравственно - эстетических ценностях.
2) Воспитывать уважение к людям, которые являются носителями нравственно-эстетических норм.
3) Сформировать умение соотносить свои поступки и действия литературных героев с нравственно-эстетическими нормами и стремление поступать в соответствии с ними.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для старших дошкольников.
Сроки реализации.
Реализация программы рассчитана на два учебных года (72 занятия по 25 минут).
Формы и режим занятий.
Встречи проходят в форме Литературных гостиных 1 раз в неделю. Их продолжительность – 25 минут.
Используются следующие модели построения Литературных гостиных:
- тематический вечер одного автора;
- встреча, посвящённая одной нравственной норме;
- диспут;
- творческий отчёт.
Ожидаемый результат.
Сформированность следующих умений:
1) умение анализировать поступки героев в проблемных нравственно – эстетических ситуациях;
2) умение анализировать и соотносить поступки героев с их нравственными качествами (доброта, честность, сочувствие и др.)
3) умение анализировать и соотносить поступки героев с собственными поступками детей в повседневной жизни;
4) умение анализировать эстетику общения;
5) умение анализировать эстетику окружающего мира и природы.
Подведение итогов реализации программы.
Для диагностики нравственно – эстетического воспитания дошкольников используется следующий комплекс методик
1) методика «Сюжетные картинки» и методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой);
2) методика диагностики эстетической воспитанности ребёнка Е. И. Шулёва, наблюдение за общением детей со сверстниками.
Литература.
1. Зябкина В. В., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2010.
2. Зябкина В. В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И. С. Сергеевой. – М. : АПКиППРО, 2011.
3. Зябкина В. В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала / Под общ. ред. В. И. Лутовинова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
4. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010.
5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М. : ТЦ Сфера, 2014.