Людмила Иванова
Программа дополнительного образования детей в ДОУ «Волшебный мир лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Пояснительная записка 2
II. Учебно-тематическое планирование 4
III. Содержание дополнительной образовательной программы 5
I.V. Методическое обеспечение программы 6
I.V. Требования к условиям реализации программы «Волшебный мир
лепки» 8
V. Литература 9
V. I. Литература для воспитателей 9
V. II. Литература для детей и родителей 9
I. Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования детей в ДОУ „Волшебный мир лепки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.
В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку. Лепка – вид изобразительной деятельности, основное назначение, которой является образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции.
Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, приобщения к работе в коллективе.
В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 4 – 5 лет, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).
Принцип построения программы :
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
- научность;
- доступность;
- системность;
- воспитывающая и развивающая направленность;
-гармоничность, всесторонность в содержании знаний, умений, навыков;
- активность и самостоятельность.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Цель программы является развитие наглядно – образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, наглядно-действенного восприятия, сенсомоторной координации.
Задачи данной программы :
1. Обучающие:
- сформировать умения и навыки работать вместе;
-усвоить правила безопасности при работе с разными стеками и другими опасными предметами;
- обучить детей различным способам и приемам работы с пластилином;
-обучить основам композиции.
2. Развивающие:
-развивать чувство эстетического восприятия, воображение, самостоятельность, умение работать в коллективе;
- развивать познавательную активность, познавательные интересы,
-развивать, умение доводить работу до конца, аккуратность и трудолюбие.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес дошкольников к художественно-эстетическому творчеству;
- воспитывать такие качества, как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность;
Результатом освоения программы является :
- знание понятия «композиция»;
-умение детей работать различными способами и приемами с пластилином;
- чувство эстетического восприятия, воображение, самостоятельность, умение работать в коллективе;
- наличие познавательной активности у детей,
- умение доводить работу до конца, быть аккуратными и трудолюбивыми.
- наличие у дошкольников интереса к художественно-эстетическому творчеству;
- умение сопереживать и уважать других людей через коллективную деятельность;
- наличие образного мышления.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляет 15-20 минут.
Формы подведения итогов по результатам образовательной деятельности по программе являются :
-выставки: поделок, картин, икебан из пластилина для детей детского сада и родителей.
II. Учебно- тематическое планирование
№
п/п Название тем Количество занятий
всего теория практика
1. Осень 8 1 7
2. Всё для дома 4 0,5 3,5
3. Зимушка – зима 4 0,5 3,5
4. Домашние и дикие животные 8 1 7
5. Пруд 4 0,5 3,5
6. Пластилиновые картины и удивительная икебана 8 1 7
ИТОГО 36 4,5 31,5
III. Содержание дополнительной образовательной программы
1. Осень (8 занятий)
Теория (1 ч) : Рассматривание муляжей: фруктов, овощей, ягод и грибов. Разминание, скатывание, придавая круглые и овальные формы: овощам, фруктам, ягодам, а также стекой продавим в них углубления для черенков, листочков. Скатывать из пластилина столбики и соединять с расплющенными шариками.
Практика (7 ч) : Лепка фруктов : яблоко, груша; овощей: морковь, огурец, горох, помидор; ягод: вишня, клюква; грибов. Создать композицию «Натюрморт».
2. Всё для дома (4 занятия)
Теория: Просмотр отрывков из сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассмотреть чайный сервиз и продукты питания (пряники, конфетки). Знакомство детей вдавливания в шар большой палец и получая отверстие, выравнивая края пальцами, сплющивать его между ладонями, украшая изделия.
Практика: Лепка чайного сервиза и продуктов питания: пряники, конфетки.
3. Зимушка – зима (4 занятия)
Теория: Знакомство детей с раскатыванием длинных и тонких жгутов, и конструирование из них задуманные предметы в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Раскатывать и соединять между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности.
Практика: Выполнение выбранных объектов: снежинка, лыжник, ёлочка зелёная, новогодние игрушки.
4. Домашние и дикие животные (8 занятий)
Теория:Подбор бросового материала для создания нужного образа. Рассмотреть картинки домашних и диких животных. Загадки про животных
Практика: Лепка домашних животных - поросёнок, котёнок, цыплёнок, петушок; диких животных - лисичка, зайчик, волк, ёжик. Выставка животных.
5. Пруд (4занятия)
Теория: Выбор темы на интересную композицию. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Практика: Выполнение интересной композиции на тему: «Пруд».
6. Пластилиновые картины и удивительная икебана (8 занятий)
Теория: Знакомство детей с методом рисования по пластику, картону пластилином, размазывая его тонким слоем по определённому участку рисунка. Раскатывание пластилина в разные длины жгутов, расплющивание в полоски и накручивание их на зубочистки, получая бутоны цветков. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Практика: Изготовление картин и икебан из пластилина.