Афанасьева Ирина
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда и воспитателей
2 слайд
Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста!
• в раннем возрасте (до 3 лет) - речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми
• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- ведется работа по предупреждению дефектов звукопроизношения
3 слайд
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста!
• в раннем возрасте (до 3 лет) - речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми
• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- ведется работа по предупреждению дефектов звукопроизношения
4 слайд
Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте!
Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь!
Развитие слухового внимания – важный процесс, который поможет ребенку научиться различать речь!
Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть правильной речи!
5 слайд
Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь!
Развитие слухового внимания – важный процесс, который поможет ребенку научиться различать речь!
Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть правильной речи!
6 слайд
В средней группе необходимо научить детей управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки и язык)
Развивать артикуляционную моторику можно с помощью специальных упражнений и сказки «О веселом язычке»
упр. «Птенчики» упр. «Часики»
упр. «Лягушка» упр. «Качели»
упр. «Трубочка» упр. «Лошадка»
упр. «Лопаточка» упр. «Барабан»
упр. «Иголочка» упр. «Вкусное варенье»
7 слайд
Пальчики – ловкие, ручки – умелые
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы
Игры с младшими дошкольниками
«Забавные карандаши»
«Я колючек не боюсь»
«Непослушные шарики»
«Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера)
Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги
«Бумажные снежки»
8 слайд
«Курочка Ряба» - коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают;
«Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки
Пальчиковые игры:
«Лапки-царапки»
«Листочки»
«Ежик»
«Замок»
«Вертолет»
«Щенок»
9 слайд
Игры с детьми среднего возраста :
Пальчиковый театр
Игры – шнуровки
Игры с крупой, семенами, палочками
Упражнения с прищепками
Упражнения с бусинами
Игры с конструктором, мозаикой
10 слайд
Слуховое внимание -
умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.
Ранний возраст :
Игра «Угадай, кто кричит»
Игра «Где позвонили?»
Игра «Угадай, на чем играю»
Игра «Угадай, что делают»
Младший возраст :
Игра «Отгадай, что звучит»
Игра «Откуда доносится звук?»
Игра «Угадай, кто сказал»
Игра «Кто внимательный»
11 слайд
Средний возраст :
«Испорченный телефон»
«Светофор»
«Повтори»
«Похоже – не похоже»
«Японская печатная машинка»
12 слайд
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Ранний возраст :
«Мыльные пузыри»
«Пузырь»
«Бабочка – лети»
Младший возраст :
«Снегопад»
«Футбол»
«Ветряная мельница»
Средний возраст :
«Загони мяч в ворота»
«Пилка дров»
«Покатай карандаш»
«Чайник закипел»
13 слайд
Систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.