МААМ-картинки

Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста

Наталья Магомаева Александровна
Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей.

Для ОНР-1 характерно полное отсутствие речи. Дети только пытаются воспроизводить какие-то звуки, при этом один и тот же звук может обозначать несколько предметов. Для первого уровня общего нарушения речи характерна активная мимика и жестикуляция. Это является отличительной чертой, позволяющей дифференцировать общее недоразвитие речи от умственной отсталости. Дети на данном уровне развития речи способны употреблять в своей речи односложные предложения. Интересно, что подобный период односложных предложений наблюдается и при обычном развитии речи, но продолжительность его не превышает полугода. Постепенно ребенок начинает употреблять в разговорной речи предложения, содержащие 4-5 слов, но при этом отсутствует синтаксическая сторона в этих словах, то есть ребенок не может правильно подобрать падеж, число, род. Если говорить о самих словах в предложении, то дети используют 2-х-3-х сложные слова. При этом если слово более длинное, то они его самостоятельно сокращают (пирамида – «амида», кроватка – «аватка»).

Публикация «Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

При ОНР-2 дети начинают использовать в своей речи хоть и искаженные, но часто встречающиеся слова. При этом начинает появляться незначительное представление о том, что в некоторых случаях слова в предложении необходимо изменять в соответствии с родом, полом, числом. Однако эти формы слов употребляются только в том случае, если окончание в словах ударное (стол – столЫ, рука – рукИ, и др.). Данный процесс формирования различных форм слова носят только начальный характер и могут ограничиваться только одной стороной словообразования (только число или только падеж). Если ребенка попросить построить рассказ по картинке, то он будет использовать только короткие предложения, но отличительной особенностью от предыдущего уровня является то, что они более грамматически правильные. Дети очень часто используют обобщающие слова для обозначения нескольких схожих по своей природе предметов (скорпион, муравей, стрекоза, муха – «жук»). Отставание словарного запаса выявляется при просьбе ребенка назвать составляющие части предмета (дерево – листья, ветки, ствол, корни). При глубоком исследовании у детей выявляется неспособность правильно подобрать формы числа («два пиамидка» - две пирамидки, очень часто в предложении предлог опускается, при этом существительное используется в именительной форме единственного числа («карандас летит аепка» - карандаш лежит в коробке).

Для ОНР-3 характерно использование развернутой речи. Дети начинают использовать сложные предложения. Однако очень плохо идут на контакт с другими детьми или взрослыми, так как для правильного общения необходима мама, которая бы разъясняла собеседнику непонятные в произношении ребенка слова. При отсутствии такой поддержки со стороны родителей дети чаще всего замыкаются в себе. Для этого уровня очень характерна замена некоторых трудно произносимых для ребенка букв другими, так он заменяет мягким с такие буквы как с, ш, ц («сюба» - шуба, «сябля» - сабля). Дети могут свободно излагать свои мысли, строить предложения, рассказывать о себе, близких, событиях, которые с ними произошли. Дети способны хорошо маскировать недоразвитие речи на этом уровне путем исключения из разговора слов, которые трудны для их произношении, но если ребенка поставить в ситуацию, когда такой обманный маневр невозможен, выступают пробелы в речевом развитии ребенка. Дети производят замену части предмета, называя его целиком, вместо профессии называю действие, которое должен выполнять этот человек («дерево» - ветка, «дядя лечит» - врач). При третьем уровне общего недоразвития речи дети хорошо описывают то, что нарисовано на картинке, строят сложный повествовательный рассказ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Взаимодействие с семьёй – это не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.

В начале учебного года я знакомлю каждого родителя с результатами обследования детей. От того, как протекают первые встречи мои с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество, установятся ли партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Поэтому беседу с родителями можно строить в конструктивном направлении. т. к. без наглядных примеров родители часто не понимают мудрёные логопедические слова, поэтому можно показать те натуральные предметы, игрушки, картинки, пособия, с помощью которых проводилось обследование. Информировать, как отвечал их ребёнок, как он выполнил то или иное задание. Родители имеют право знать всё о своём ребёнке, знать всю информацию, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была. Но делать это надо деликатно, доброжелательно, щадя родительские чувства. Ни в коем случае нельзя строить беседу только на выделении недостатков ребёнка. Необходимо подчеркивать достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Можно попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время. (получается индивидуальный план работы для конкретного ребёнка на учебный год)

А если это промежуточное обследование, обследование в конце учебного года, то в этом случае можно чётко проследить динамику, сравнивая с предыдущим обследованием.

Таким образом, создаётся атмосфера общности интересов, повышается психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка, повышается уверенность в их собственных педагогических возможностях, а в результате – существенно улучшается результативность коррекционной работы. И, что очень важно, возрастает активность родителей во взаимодействии с педагогами. Теперь уже родители сами задают такие вопросы: «А вы уже закончили обследование моего ребёнка? А когда можно будет ознакомиться?»

На предварительном этапе обследования можно побывать в группе (из которой вы планируете набирать детей) на занятиях (особенно важны такие занятия, как «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», на утренниках, понаблюдать за детьми в свободной деятельности. Можно составить список детей, которых вы собираетесь обследовать.

Этап актуального обследования можно начать с предварительной оценки речи. Чтобы установить контакт с ребёнком, можно начать с беседы:

- Меня зовут Наталья Александровна, а как тебя зовут?

- С кем ты живёшь дома? /мамой, папой/

- Есть ли у тебя дома животные?

- На каком виде транспорта ты любишь ездить? /а масыне, атобусе/

- Чем ты любишь рисовать? /солнышко/

- Чем ты кушаешь суп? /красный, сухариками/

И уже из этой простейшей беседы можно заметить, что ребёнок не использует предлоги, укорачивает предлог НА (а мы знаем, что предлог НА в норме не укорачивается, не в полном объёме воспринимает обращённую речь (ребёнок услышал «кушаешь суп», «любишь рисовать» а слово «чем» не воспринял, не услышал).

Можно попросить ребёнка повторить предложение. Важно, чтобы предложение было довольно длинным, чтобы были предлоги и встречались незнакомые слова. Примеры таких предложений:

- Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.

- Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

- По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

- Испугали друг друга олень и лось, бегут врозь олень и лось.

В процессе повторения предложений видно, легко ли ребёнку даётся это задание. Бывает, что ребёнок просто не может повторить, допускает пропуски или перестановку слов, путает или недоговаривает окончания, пропускает предлоги.

Из этих простейших примеров (на понимание речи) уже можно предположить, что с большой долей вероятности это будет ОНР.

Конечно же, встречаются дети, которые очень легко справляются с подобными заданиями. А если у ребёнка и со звукопроизношением не окажется проблем, то такой ребёнок в речевом плане здоров.

Обследование слоговой структуры слова. Предложить ребё нку называть картинки: конфеты, компот, кнопка, велосипед, виноград, радуга, раковина и т. д. Для меня «лакмусовой бумажкой» в этом вопросе являются слова: температура, видеомагнитофон, универмаг, кетчуп, если «пимидор» вместо помидора, «Миколаевна» вместо Николаевна, «щабель» вместо щавеля (т. е. у ребёнка стойкие литеральные парафазии, то это явное ОНР.

Обследование фонематического слуха. 5-летнему ребё нку можно предложить такие задания:

- Повторяй за мной слоговые цепочки: ба-па-ба, са-за-са, тя-та-тя.

- Выдели 1-й звук в слове: осень, узел, арка, Игорь.

- Повтори за мной слова: бык – бак – бок

ком – дом – гном

нитка – ватка – ветка

Обследование грамматического строя речи. С 5-летним ребёнком можно поиграть в такие игры (обязательно по картинкам) :

- д/и «Один - много» : это…кукла, это всё…куклы, много. кукол; это…карандаш, это всё…карандаши, много…карандашей;

- д/и «Посчитай правильно» : один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей; одна лимон, две лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов;

-д/и «Предлоги». В 5-летнем возрасте ребё нок должен употреблять в речи предлоги: НА, В, ИЗ, С, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

если нарушений много, то ОНР.

Обследование связной речи. 5-летнему ребё нку можно предложить:

- рассказать стихотворение,

- рассказать о любимом мультфильме;

- составить описательный рассказ по сюжетной картине;

- пересказать короткий рассказ «Рыбалка».

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Обследование звукопроизношения. Можно написать все звуки, которые Вы хотите проверить: Ы, Э, ВЬ, Х, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. И пока Вы делаете обследование по другим разделам, можно услышать как ребёнок произносит эти звуки, можно сделать пометки. Если сомневаетесь, правильно ли услышали, проверьте ещё раз. Мне нравится делать это через повторение предложений, чистоговорок:

- У моста растут сосны.

- Захар полез на забор.

- Цыплёнок Цып ищет курицу.

- Лида любит лимонад.

- Слава купил пенал.

- Марине подарили матрёшку.

- Воробей прыгает по дорожке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2007г.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2001г.

3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. М., 2009г.

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону., 2001г.

5. Скворцова И. В. 100 логопедических игр. СПб., М., 2003г.

6. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2008г.

7. Нищева Н. В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., 2003г.

8. Нищева Н. В. Система работы в логопедической группе с ОНР. СПб., 2003г.

Публикации по теме:

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНРИспользование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — в переводе означает «мраморный».

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

Роль среды в возникновении и преодолении речевых нарушений у детей На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда.

Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого и психического развития Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого и психического развития. Дифференциальная диагностика.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста Причины речевых нарушений делятся на две группы: органические (расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные.

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2017 в 10:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Магомаева Александровна (УИ 918701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД