Получи документы

Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений

Анастасия Клюева
Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД №1

ВСТУПЛЕНИЕ

Среди детей подготовительной группы нашего детского сада, примерно третья часть – это дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжёлым нарушением речи. Поэтому для достижения поставленных целей и задач обучения, данным детям необходима дополнительная поддержка со стороны коррекционных педагогов.

Публикация «Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

Системные нарушения речи, присутствующие у детей данной категории, затрудняют их общение с ровесниками и взрослыми, препятствуют успешной социализации. Таким образом, знания, умения, навыки, приобретённые детьми на занятиях с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом позволяют им более уверенно и успешно участвовать в общегрупповых мероприятиях.

СЛАЙД №3

КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО МЕТОДИКЕ В. К. ВОРОБЬЁВОЙ

Коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья построено таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться.

Одно из ключевых направлений логопедических занятий - развитие связной речи, что способствует повышению возможностей детей в выражении своих мыслей.

Методы и приёмы работы по развитию связной речи очень разнообразны.

Например, рассказы по методике В. К. Воробьёвой.

Особенность данных рассказов в том, что они облегчают понимание детьми структуры повествовательных текстов. При пересказе ребёнок последовательно движется от предложения к предложению, которые выстроены в виде графической схемы.

В зависимости от уровня речевого развития, детям было предложено два рассказа: «Запасливая белочка», «Как кабан лакомился желудями».

СЛАЙД №4

РАССКАЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ И СХЕМ

Следующий тип рассказов – это рассказы с использованием символов и схем.

В данных рассказах происходит последовательное замещение натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Использование опорных рисунков увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки автомобилей и т. д. Поэтому использование в работе опорных схем помогает процессу социализации детей.

Конечно, и в данных рассказах «Как звери к зиме готовятся» и «Осенний парк» одним из основных «персонажей» оставался могучий дуб.

СЛАЙД №5

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Следующий вариант рассказов на основе наглядности, тесно связан с развитием пространственного восприятия.

Юному «художнику» предлагается сначала правильно расположить на листе бумаги картинки-приметы осени: в правом верхнем углу, над дубом, между солнцем и дождевой тучей и т. д. В центре композиции – дуб-великан. Затем ребёнок описывает свою «картину».

Ориентировка в пространстве пронизывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Таким образом, развитие пространственного восприятия является составной частью процесса социализации.

СЛАЙД №6

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Своё почётное место в коррекционном сопровождении проекта также заняли рассказы по серии сюжетных картин с последовательным действием, сравнительные и описательные рассказы.

Проведённая работа по развитию связной речи позволила детям с ограниченными возможностями здоровья стать успешными участниками мероприятий проекта.

СЛАЙД №7

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Также проводились различные дидактические игры и упражнения на развитие логического мышления и формирование лексико-грамматических категорий из цикла «Лисёнок в осеннем лесу». Сюжетная линия данных речевых игр выстроена вокруг сказочного персонажа из сборника «добрых» мультфильмов «Маленький лисёнок» : «Сказка о старом эхо», «Земляничный дождик», «Еловое яблоко» и др. Ранее эти мультфильмы были рекомендованы родителям для домашнего просмотра вместе с детьми. В них отражается правильная для ребенка картина мира, способствующая формированию социокультурной идентификации ребенка.

Благодаря проведённой подготовительной работе дидактические игры и упражнения, используемые на занятиях, стали более эмоционально окрашенными, интересными для детей, а значит и более результативными.

Например:

- игра «Осенние листочки» на выделение лишнего предмета;

СЛАЙД №8

УЧИМСЯ – ИГРАЯ, ИГРАЯ - УЧИМСЯ

- командные дидактические игры «Листья и плоды»;

- лото «Подбери веточку»;

- мемо игра «Кто самый внимательный»;

СЛАЙД №9

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК

- игры с использованием разрезных картинок «Кто быстрее?».

В совместных играх со сверстниками дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия с участниками игры и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели. Таким образом, происходит развитие различных форм социальной активности.

СЛАЙД №10

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

Также в рамках коррекционного сопровождения детям предлагались задания на развитие мелкой моторики и формирование графических навыков.

Хотелось бы отдельно отметить, что данные задания, а также все представленные ранее, в доступной форме описываются в рекомендациях для родителей, которые учитель-логопед еженедельно размещает в индивидуальной рабочей тетради ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, семья, как первичный институт социализации ребёнка, может активно участвовать в становлении личности своего малыша.

СЛАЙД №11

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

Тематика занятий позволила также подобрать наглядный материал для заданий по развитию правильного речевого дыхания. Осенние дубовые листочки стали «полезным» украшением дидактических пособий для логопедических занятий.

СЛАЙД №12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАСРЕДСТВ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. Одним из первых представителей медиапространства для дошкольников являются мультфильмы. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями в области социально-коммуникативного развития :

- позволяют сконцентрировать внимание детей;

- повышают мотивацию к процессу обучения;

- формируют оценочное отношение к миру;

- воспитывают этику и культуру общения;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.

Отдельно хочется отметить такой приём в работе с мультфильмами, как совместный анализа поступков персонажей, позволяющий более активно развивать социально-коммуникативные способности детей

Использование в занятиях мультфильмов и презентаций, позволяет сделать их более яркими, зрелищными, необычными, увлекательными и поэтому запоминающимися для детей.

СЛАЙД №13

ИТОГ

Таким образом, благодаря мобилизации всех образовательных ресурсов и педагогических кадров, дети с ограниченными возможностями здоровья становятся активными участниками всех мероприятий. Серия занятий по теме «Могучий дуб» стала для них ещё одной ступенькой в формировании положительной социализации в обществе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста Введение Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей. Для ОНР-1 характерно полное отсутствие речи. Дети только.

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.

Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников,.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений Метод массажа в коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде.

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 22:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Клюева (УИ 1392557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД