Анастасия Клюева
Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1
ВСТУПЛЕНИЕ
Среди детей подготовительной группы нашего детского сада, примерно третья часть – это дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжёлым нарушением речи. Поэтому для достижения поставленных целей и задач обучения, данным детям необходима дополнительная поддержка со стороны коррекционных педагогов.
Публикация «Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Системные нарушения речи, присутствующие у детей данной категории, затрудняют их общение с ровесниками и взрослыми, препятствуют успешной социализации. Таким образом, знания, умения, навыки, приобретённые детьми на занятиях с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом позволяют им более уверенно и успешно участвовать в общегрупповых мероприятиях.
СЛАЙД №3
КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО МЕТОДИКЕ В. К. ВОРОБЬЁВОЙ
Коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья построено таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться.
Одно из ключевых направлений логопедических занятий - развитие связной речи, что способствует повышению возможностей детей в выражении своих мыслей.
Методы и приёмы работы по развитию связной речи очень разнообразны.
Например, рассказы по методике В. К. Воробьёвой.
Особенность данных рассказов в том, что они облегчают понимание детьми структуры повествовательных текстов. При пересказе ребёнок последовательно движется от предложения к предложению, которые выстроены в виде графической схемы.
В зависимости от уровня речевого развития, детям было предложено два рассказа: «Запасливая белочка», «Как кабан лакомился желудями».
СЛАЙД №4
РАССКАЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ И СХЕМ
Следующий тип рассказов – это рассказы с использованием символов и схем.
В данных рассказах происходит последовательное замещение натурального объекта на предметно-схематическую модель.
Использование опорных рисунков увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки автомобилей и т. д. Поэтому использование в работе опорных схем помогает процессу социализации детей.
Конечно, и в данных рассказах «Как звери к зиме готовятся» и «Осенний парк» одним из основных «персонажей» оставался могучий дуб.
СЛАЙД №5
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Следующий вариант рассказов на основе наглядности, тесно связан с развитием пространственного восприятия.
Юному «художнику» предлагается сначала правильно расположить на листе бумаги картинки-приметы осени: в правом верхнем углу, над дубом, между солнцем и дождевой тучей и т. д. В центре композиции – дуб-великан. Затем ребёнок описывает свою «картину».
Ориентировка в пространстве пронизывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Таким образом, развитие пространственного восприятия является составной частью процесса социализации.
СЛАЙД №6
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Своё почётное место в коррекционном сопровождении проекта также заняли рассказы по серии сюжетных картин с последовательным действием, сравнительные и описательные рассказы.
Проведённая работа по развитию связной речи позволила детям с ограниченными возможностями здоровья стать успешными участниками мероприятий проекта.
СЛАЙД №7
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Также проводились различные дидактические игры и упражнения на развитие логического мышления и формирование лексико-грамматических категорий из цикла «Лисёнок в осеннем лесу». Сюжетная линия данных речевых игр выстроена вокруг сказочного персонажа из сборника «добрых» мультфильмов «Маленький лисёнок» : «Сказка о старом эхо», «Земляничный дождик», «Еловое яблоко» и др. Ранее эти мультфильмы были рекомендованы родителям для домашнего просмотра вместе с детьми. В них отражается правильная для ребенка картина мира, способствующая формированию социокультурной идентификации ребенка.
Благодаря проведённой подготовительной работе дидактические игры и упражнения, используемые на занятиях, стали более эмоционально окрашенными, интересными для детей, а значит и более результативными.
Например:
- игра «Осенние листочки» на выделение лишнего предмета;
СЛАЙД №8
УЧИМСЯ – ИГРАЯ, ИГРАЯ - УЧИМСЯ
- командные дидактические игры «Листья и плоды»;
- лото «Подбери веточку»;
- мемо игра «Кто самый внимательный»;
СЛАЙД №9
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК
- игры с использованием разрезных картинок «Кто быстрее?».
В совместных играх со сверстниками дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия с участниками игры и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели. Таким образом, происходит развитие различных форм социальной активности.
СЛАЙД №10
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ
Также в рамках коррекционного сопровождения детям предлагались задания на развитие мелкой моторики и формирование графических навыков.
Хотелось бы отдельно отметить, что данные задания, а также все представленные ранее, в доступной форме описываются в рекомендациях для родителей, которые учитель-логопед еженедельно размещает в индивидуальной рабочей тетради ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, семья, как первичный институт социализации ребёнка, может активно участвовать в становлении личности своего малыша.
СЛАЙД №11
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА
Тематика занятий позволила также подобрать наглядный материал для заданий по развитию правильного речевого дыхания. Осенние дубовые листочки стали «полезным» украшением дидактических пособий для логопедических занятий.
СЛАЙД №12
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАСРЕДСТВ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. Одним из первых представителей медиапространства для дошкольников являются мультфильмы. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями в области социально-коммуникативного развития :
- позволяют сконцентрировать внимание детей;
- повышают мотивацию к процессу обучения;
- формируют оценочное отношение к миру;
- воспитывают этику и культуру общения;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.
Отдельно хочется отметить такой приём в работе с мультфильмами, как совместный анализа поступков персонажей, позволяющий более активно развивать социально-коммуникативные способности детей
Использование в занятиях мультфильмов и презентаций, позволяет сделать их более яркими, зрелищными, необычными, увлекательными и поэтому запоминающимися для детей.
СЛАЙД №13
ИТОГ
Таким образом, благодаря мобилизации всех образовательных ресурсов и педагогических кадров, дети с ограниченными возможностями здоровья становятся активными участниками всех мероприятий. Серия занятий по теме «Могучий дуб» стала для них ещё одной ступенькой в формировании положительной социализации в обществе.