Лусине Авакян
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".
1. Приветствие.
Дорогие родители, мы рады Вас видеть на нашем логопедическом практикуме. Хотим представиться вам: учитель-логопед –Авакян Людмила Владимировна.
Мы хотим познакомить вас с основными направлениями логопедической работы, которые помогут предупредить и преодолеть некоторые проблемы в речевом развитии ваших детей. Их вы сможете использовать дома самостоятельно.
2. Сообщение о значимости логопедической службы в детском саду и роли родителей в профилактике речевых нарушений детей раннего возраста.
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Проведя обследование детей и проанализировав ваши ответы в анкетах, мы пришли к выводу, что проблема речевого развития детей всегда очень актуальна и волнует родителей. Первичное обследование каждого ребёнка мы начинаем с момента поступления в детский сад. И в дальнейшем на протяжении всего периода пребывания ребёнка в детском саду до выпуска его в школу (возможно, многие из вас об этом и не догадываются, но тем не менее проводится очень серьёзная работа и мы владеем информацией о речевом развитии каждого ребёнка детского сада. В течение года как минимум 2 раза проводится диагностика речи ребёнка. Мы следим за речевым развитием детей. Как правило, до пяти лет речь ребёнка продолжает формироваться, и на этом этапе логопед в основном выступает как наблюдатель (отслеживает динамику речевого развития или её отсутствие, поскольку в процессе своего развития ребёнок самостоятельно способен преодолеть те или иные речевые трудности. Если же до 4, 5- 5 лет у ребёнка остаются те или иные проблемы речевого развития, то тут сразу же начинается наша непосредственная работа. При более тщательном обследовании мы определяем детей со значительными проблемами речевого развития и родителям таких детей рекомендуется посещение логопедических групп нашего детского сада, где созданы все необходимые условия для полноценного всестороннего речевого развития детей и дальнейшей их подготовки к школе. Но и остальные дети не остаются без логопедической помощи. Т. о. наша практика работы показывает, что к моменту выпуска из детского сада мы успеваем охватить практически всех детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Именно в младшем возрасте главным образцом для подражания является ваша речь (речь взрослых, которые окружают ребёнка). Мы все знаем, что в воспитании и развитии ребёнка главную роль играют родители, а мы являемся вашими первыми помощниками. Вот несколько простых советов, соблюдение которых даст положительный результат в развитии речи вашего ребёнка.
Советы для родителей:
• Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей, поэтому ребёнок должен слышать только правильную речь в своем окружении;
• Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка). «бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
• Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;
• Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы (вовремя обращайтесь к стоматологу, лечите зубы)
• Оберегайте слух ребёнка от сильных слуховых воздействий (нельзя громко включать телевизор, музыку) ;
• Приучайте дышать через нос;
• Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, требовать, чтобы он верно повторил трудные для него слова. Это приводит к тому, что ребёнок отказывается говорить, замыкается в себе. Лучше просто несколько раз повторите слово правильно, чтобы ребёнок услышал правильный образец.
• Больше читайте с ребёнком детских книг, рассматривайте иллюстрации, беседуйте по ним, задавайте вопросы по содержанию текста.
Известно, что залогом красивой и правильной речи является хорошо развитый артикуляционный аппарат (язык, губы, подвижная челюсть). При обследовании детей отмечается вялость речевых органов, невозможность выполнять элементарные движения (растянуть губы в улыбку, вытянуть губы трубочкой, широко раскрыть рот). Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые вы можете выполнять с ребёнком дома и попробуем вместе их выполнить.
3. Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике
1) Демонстрация видеороликов артикуляционных упражнений:
• Чашечка
• Слон
• Лягушка
• Лошадка
• Расчёска
• Заведём моторчик
• Чашечка-блюдце
• Футбол
• Вкусное варенье
• Кошка
2) Выполнение упражнений родителями
3) Вывод: Для нас (взрослых) речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и, несмотря на это, некоторые упражнения у нас вызывают затруднения, представьте какие трудности возникают у ребёнка, речь которого только формируется. Поэтому если вы хотя бы иногда с ребёнком будете выполнять эти упражнения, то поверьте, многолетнему опыту результаты не заставят себя ждать.
4. Тренинг по дыхательной гимнастике
Следующее, что мы хотим предложить вашему вниманию – это дыхательные упражнения. У многих детей недостаточно сформировано речевое дыхание, т. е. у детей нарушается интонация, темп речи (замедленный или ускоренный темп, что может вызывать запинки и даже заикание). Основная цель таких упражнений – выработка правильного речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Неправильно сформированное речевое дыхание приводит к нарушению звукопроизношения. Выполнение простых упражнений в виде игры поможет избежать этих проблем.
Хотим показать вам упражнения, которые продемонстрируют дети логопедической группы.
Игры:
1) «загони мяч в ворота»
2) «Шторм в стакане» «кораблик» (игры с водой)
3) «фокус» (взрослые пробуют повторить)
4) «сдуй с ладошки снежок» (родители пробуют повторить)
Дыхание можно развивать не только специальными упражнениями, но и общедоступными игрушками, которыми дети могут играть ежедневно. Это и мыльные пузыри, разнообразные надувные игрушки и воздушные шарики, дудочки, свистки, трубочки для стрельбы бумажными шариками, гудки, игрушки-вертушки.
Следующее направление о котором мы хотим вам рассказать - это развитие мелкой моторики.
5. Тренинг по мелкой моторике (массаж с использованием шарика «Су-Джок»)
Она оказывает колоссальное влияние на развитие речи. Вы, наверняка слышали понятие мелкая моторика, но как её развивать и для чего это важно делать знают далеко не все. Под мелкой моторикой понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. От того насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное так и речевое, т. к. мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь. Чтобы малышу не было скучно выполнять упражнения их можно разнообразить интересными и забавными играми.
Здесь нет недостатка в выборе. Это и всевозможные мозаики, пазлы, шнуровки, лабиринты, мягкие конструкторы, нанизывание бусин на нитку (демонстрация, работа с тестом, с пластилином, с декоративным материалом (это всё вы можете приобрести в любом детском магазине).
Вашему вниманию хотелось бы предложить вот такой интересный массажёр «Су-Джок». В своей работе мы широко используем су-джок терапию, т. е. массажный шарик как для развития мелкой моторики, а также для общего укрепления организма. Мы знаем, что на ладони находится множество биологически активных точек, массируя их, мы воздействуем на весь организм. В каждом шарике есть массажное колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Ежедневный массаж с «Су-Джоком» высокоэффективен, абсолютно безопасен и прост в применении. Он свободно продаётся в аптеках или магазинах «товары для здоровья» и недорог по цене. Предлагаем вам самим попробовать сделать массаж с «Су-джоком».
1) массаж с шариком «Су-Джок»
«Ёжик»
Ёжик колет нам ладошки
Поиграем с ним немножко
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать
Ловкими станут пальчики
Умными девочки и мальчики.
2) массаж с эластичным кольцом
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
На руках после такого массажа остаются приятные ощущения.
Мы надеемся, наши советы вам пригодятся, а чтобы они не забывались и были всегда под рукой, мы приготовили для вас памятки. Вот и всё, с чем мы хотели вас сегодня познакомить. А теперь готовы ответить на все ваши вопросы.
6. Анализ анкетирования и ответы на вопросы по анкетам.
7. Рефлексия.
На этом наш семинар-практикум завершается. И мы хотели бы узнать ваше мнение о нём. Для этого выберите один из смайликов (весёлый, грустный) и прикрепите его на соответствующего человечка. Если остались довольны и узнали что-то новое для себя на улыбающегося человечка, если нет, то на грустного. Всегда рады вас видеть. До новой встречи!
Памятка для родителей
по профилактике речевых нарушений у детей 3-4-х лет.
• ребёнок должен слышать только правильную речь взрослого;
• Не подражайте неправильной речи ребёнка. Не употребляйте в своей речи слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка). «бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. Это может задерживать правильное речевое развитие ребёнка;
• Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;
• Следите за состоянием зубов своего ребёнка;
• Оберегайте слух ребёнка (не включайте громко телевизор, музыку) ;
• Больше читайте с ребёнком детских книг, рассматривайте иллюстрации, беседуйте по ним, задавайте вопросы по содержанию текста.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
• «Слон» – вытянуть губы вперёд трубочкой;
• «Лягушка» - растянуть губы в широкую улыбку, показать зубы;
• «Лошадка» - пощёлкать языком;
• «Вкусное варенье» - облизываем языком верхнюю губу сверху - вниз, а затем слева - направо;
• «Заведём моторчик» - рот раскрыт, губы в улыбке; стучать кончиком языка за верхними зубами и произносить сочетание «дын-дын-дын» многократно (хорошо подходит для выработки звука /р/) ;
• «Футбол» - язык поочерёдно упирается то в одну щеку, то в другую.
Все упражнения необходимо выполнять ежедневно и многократно
Дыхательные упражнения
«Загони мяч в ворота» - задувать ватный шарик между двумя кубиками;
«Сдуй снежок с ладошки» - сдувать ватку с ладошки губками.
Следить, чтобы ребёнок не надувал щёки!
Желаем успехов!