Елена Сорокина
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Как же надо «замесить» его, чтобы из беспомощного существа появилась многогранная и неповторимая человеческая личность? Чтобы стать «квалифицированным» родителем, надо знать не только правила ухода за малышами, но и особенности детской психологии, представлять себе ход ее развития, проблемы, которые встают перед ребенком на каждом возрастном этапе.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
Знание особенностей трехлетнего малыша, условно понимаемая норма развития – та точка отсчета, которую всегда надо иметь в виду, не переоценивая, но и не преуменьшая возможностей малыша. Каждый ребенок развивается индивидуально, у каждого есть свои природные особенности, но есть в развитии детей и общие закономерности. Полного совпадения быть не может, но все же развитие каждого ребенка должно примерно совпадать с установленными наукой общими закономерностями развития.
При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро как в количественном, так и в качественном соотношении. Так у детей в возрасте 3 – 4 лет он составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.
Одновременно у детей постепенно формируется навык словообразования. Так, четырехлетние дети совершенно свободно образовывают существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.
К 4 годам формируется правильное употребление падежных окончаний: для мамы, после дождя, рисую карандашом, под стол, вместо брата.
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги: у, в, на, под, с, из, к, за, после.
В возрасте 3 – 4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; ч, щ заменяются на т, ть, с, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, й, в, уа. В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т – д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.
Малыш понимает и говорит, пользуется речью как средством общения. Он понимает речь – инструкцию, речь – рассказ (а ведь именно в рассказах, сказках, стихотворениях так много информации для ребенка о предметах окружающего мира, о явлениях, действиях, отношениях). Появляется много вопросов: зачем? Почему? Как? Где? Звуковая сторона речи включает в себя различение звуков и правильное их проговаривание.
К 3 годам у ребенка достаточно развиты ощущения, восприятие, память. Вместе с познавательными процессами развивается мышление. И как раз качественный скачок в развитии наступает тогда, когда ребенок овладевает активной разговорной речью. Мысль «оформляется», «развивается» в речи, находит опору в словах. Развитие мышления, воображения и речи происходит одновременно, параллельно, и называется это речемыслительной деятельностью.
Занимаясь с ребенком, взрослый учит его отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать, сравнивать предметы и картинки. А беседы с ребенком проводятся на самые обыденные темы: по ходу игры, по поводу наблюдаемых явлений. Не забудем поговорить с ребенком о прожитом дне: что было сначала, куда ходили, что делали. Такой разговор важен для развития внимания, памяти, мышления, планирования, речи.
При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют «почемучками», сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки, потешки и считалки. Дети трех лет говорят развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка зависит от активности взрослого. Используйте любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни. Обратите внимание, есть ли у малыша потребность в общении со взрослыми, интерес к предметному миру, эмоциональный контакт со взрослыми и со сверстниками, достаточно ли его моторное (двигательное) развитие, нет ли задержки в формировании предметных действий, в овладении ими, любознателен ли он? Нет ли пассивно-оборонительного поведения в ситуации новизны? Так бывает, когда ребенок не любит все новое, боится его.
Для развития личности исключительно важно общение (коммуникация). Учите ребенка давать какое-то сообщение (передавать информацию, воздействовать речью на поведение других (ведь именно речью мы что-то разрешаем, запрещаем, высказываем одобрение или порицание, регулировать свои действия и поступки. Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в игре и в быту, давать словесный отчет о выполненном действии (что я сделал, как я это сделал) и планировать речью предстоящее действие (сначала я буду, потом возьму, я после этого). Так постепенно у ребенка формируется речемыслительная деятельность – необходимое условие развития психики.
Важно развивать у ребенка мотивы общения. Поставьте ребенка в ситуацию активного выбора: пойдем в магазин или в парк, дать конфету или пряник, завязать бант синий или красный? Такой стиль общения приведет к развитию у него желания и необходимость сделать осознанный выбор, к активности и самостоятельности.
Общение с ребенком, а следовательно, и развитие его речи проходит с опорой на зрительные контакты. Мы общаемся с детьми в игре, участвуя в игровых действиях, задавая по ходу их вопросы, отвечая вместе на них, сопровождая игру высказываниями, устанавливая связь между настоящим, прошедшим и будущим: что было сначала, что потом, что будет дальше и т. д.
Так мы учим ребенка оречевлять выполненную работу, давать отчет о выполненном и планировать предстоящую деятельность. Именно так формируются разные аспекты коммуникации (общения).
Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок трех лет склонен к подражанию, в том числе и к речевому. Ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил правильно, чисто и красиво. Не правда ли? Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно. Запомним, что влияние взрослого во всем – решающий фактор развития малыша.
Мышление ребенка, как и мышление взрослого, неотделимо от речи, а развиваются речь и мышление во взаимодействии. Ребенок 3 лет может решать логические задачи, правда, не всегда при этом он способен правильно объяснить, почему он действовал так, а не иначе. Полезно стимулировать ребенка к тому, чтобы он сам нашел ответ на им же поставленный вопрос, хотя бы попытался сделать это.
Дети проявляют повышенный интерес к новым словам, занимаются словотворчеством, у них развивается «чувство языка». От ситуативной речи, имеющей форму разговора, диалога, ребенок все больше переходит к развернутой связной речи, носящей характер монологов и все больше выходящей за пределы данной ситуации.
Заботясь о развитии ребенка, необходимо давать ему достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами. Задача взрослого – всемерно поощрять виды речевой деятельности, стимулирующие речевое развитие малыша.
К сожалению, не всегда процесс становления речи протекает так благоприятно. Нередки случаи, когда в 3 года ребенок молчит, называет отдельные лепетные слоги, слова, подкрепляя их жестами. Или его речевое общение состоит из отдельных коротких предложений с многочисленными разнообразными ошибками в употреблении грамматических форм, ребенок говорит как бы не родном языке. А сказав что-то правильно, может тут же повторить все с ошибкой. В чем причина задержки в развитии речи?
Ребенок учится говорить прежде всего благодаря сохранному физическому (или как говорят – тональному) слуху и особенности подражать. Если слух нарушен, ребенок не научится правильно говорить, ведь он не слышит речи окружающих. У слышащего ребенка, если он лишен должного общения, тоже своевременно речь не развивается. В таких случаях без помощи специалистов (врача и логопеда) обойтись трудно, хотя родители сами могут уточнить, как ребенок слышит, как понимает обращенную речь, как он реагирует на речевые звуки и на шумовые раздражители. В любом случае надо запастись терпением и специальными знаниями, чтобы помогать ребенку в его развитии.
Задержки в развитии речи могут привести и к задержкам в развитии мышления. Развитие речи ребенка немыслимо без развития фонематического слуха, т. е. умения слышать и выделять в слове отдельные звуки – фонемы, а в предложении выделять слова как единицы речи. И для развития фонематического слуха можно подобрать много разных игр.
1. «Где позвонили?»
Цель: Развитие слухового внимания, определение направления звука.
Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка).
Описание игры. Ребенку предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой.
2. «Скажи, что ты слышишь»
Цель: Развитие слухового внимания, накопление словаря.
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно прослушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Ребенок отвечает целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
3. «Тихо-громко!»
Цель: Развитие слухового внимания и чувства ритма.
Оборудование. Бубен.
Описание игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.
4. «Кто что услышит?»
Цель. Развитие слухового внимания, накопление словаря.
Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.
Описание игры. Взрослый за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
5. «Продавец и покупатель»
Цель. Развитие слухового внимания, развитие словаря.
Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры: Ребенок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех – пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Предварительно нужно познакомить детей с продуктами, поместить в коробку, встряхнуть и дать возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
6. «Найди игрушку»
Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.
Оборудование. Кукла.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Взрослый прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то смело
С нашей Таней попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все хлопают в ладоши.
7. «Где звенит?»
Цель. Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Взрослый дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.