Елена Рябцева
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. А это, как следствие, увеличение количества детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти воспитанники составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи.
Публикация «Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим, коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте становится приоритетной. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка.
Требованием современного этапа развития системы дошкольного образования становится реорганизация ранней логопедической помощи детям, посещающим дошкольные учреждения. У нас в учреждении этой эффективной формой является осмотр учителем-логопедом детей раннего и младшего дошкольного возраста.
В нашем учреждении функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с трехлетнего возраста. Предварительно отбор детей для прохождения ПМПК идет с февраля, во второй младшей группе. Но работа с воспитанниками начинается с момента окончания адаптации. После прохождения периода адаптации, с начала учебного года, 1 раз в неделю в течение 3 месяцев учитель - логопед посещает первые младшие группы с целью наблюдения. И в это же время ведет встречи с родителями, пытаясь узнать характер ребенка, интересы, предпочтения. В ходе беседы задает вопросы о ходе речевого развития.
После выявления детей с проблемами речевого развития учитель - логопед приглашает родителей на индивидуальную консультацию с целью рекомендации консультирования у специалистов узкого направления для обследования, установления точного диагноза и лечения. Педагог организуется активное включение родителей в процесс динамического наблюдения за формированием начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития. Таким образом, эффективно решается основная задача пропедевтического этапа – выявление ребенка с отставанием в развитии.
Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными коррекционной логопедической помощью. Поэтому, для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В целях оказания пропедевтической помощи младшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения, учителями-логопедами, совместно с педагогами данных групп ведется работа, по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим составом;
- информационно - просветительская деятельность с родителями;
Работа с детьми включает выполнение следующих задач (в рамках возрастных особенностей) :
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• формировать правильное речевое дыхание;
• развивать просодические компоненты речи;
• развивать потребность в общении;
• активизировать пассивный и активный словарный запас;
• развивать восприятие, внимание, память и мышление.
. Задания предусматривают разумное чередование интересных детям видов деятельности:
• артикуляционные упражнения;
• дыхательные упражнения;
• мимические упражнения;
• пальчиковая игра.
Пропедевтика нарушений фонематического слуха и звукопроизношения предусматривает: стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата, развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания; активизацию звукоподражания у детей.
Слово в сочетании с движением организует и регулирует речедвигательную сферу детей, активизирует познавательную деятельность.
Логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста предполагает обязательное включение родителей в образовательный процесс. Кроме индивидуальных консультаций, в нашем дошкольном учреждении активно ведётся работа с родителями в рамках семейного клуба «Мы вместе» : это практикумы для родителей по развитию артикуляционной, дыхательной, моторной, познавательной сфер, круглые столы, мастер-классы и творческие мастерские. Ведется просветительская работа: подготовка памяток, буклетов, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы.
Таким образом, пропедевтика и раннее выявление нарушений речи у дошкольников, позволяет значительно снизить количество тяжёлых нарушений речи в более старшем возрасте.