Фатима Янузакова
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
2-слайд
Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в том числе и в коррекционную работу по преодолению речевых нарушений, используя разные жанры фольклора.
Задачи:
-развитие связной речи
-формирование правильной разговорной речи;
Публикация «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
-формирование позитивного отношения детей к устному народному творчеству
-расширение, обогащение и активизация словаря детей;
-расширение речевых возможностей детей
-воспитание звуковой культуры речи.
3-слайд
Жанры фольклора делятся на большие жанры и малые.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком.
4- слайд
В своей работе применяю такие методы и приемы обучения:
Наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
Словесный метод (чтение, заучивание, сочинение);
Игровой метод (игры драматизации, игры инсценировки, дидактические, настольно печатные);
Практический (упражнение в проговаривании, повторение в режимных моментах, играх).
5-слайд
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в организованной образовательной деятельности;
-в беседах;
-в наблюдениях;
- в народных играх с словесным сопровождением;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Говоря о народном творчестве, подразумевается не только русский фольклор, но и творчество других народов.
6-слайд
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе.
Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх - драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
7-слайдБольшое значение имеет организация развивающей предметно – пространственной среды.
8-слайд
Фольклор в работе по развитию речи детей использую как в организованной образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Загадки служат тем же целям, что и потешки, чистоговорки и считалки, т. е. введению в речь ребёнка новых звуков. В нашей работе мы часто используем загадки-описания :
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
(Лимон)
В своей работе при проведении праздников и развлечений мы используем загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них, способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми.
Например: «Что для человека дороже всего на свете?»
-«нет ничего дороже Родины»
Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
9-слайд
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.
Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры ««Народная игрушка, Фольклор», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил».
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
10-слайд
По определению В. И. Даля, чистоговорка – это: «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».
Занимаясь с детьми, часто используем чистоговорки в работе над чёткостью дикции. Как правило, они заучиваются наизусть, хотя можно применять и такой приём, как отражённая речь. Для более быстрого запоминания чистоговорок дошкольниками мы используем зрительную опору, забавные рисунки, которые дети с удовольствием рассматривают. Нам не приходится повторять каждую чистоговорку, достаточно показать ребёнку картинку. Чтобы он вспомнил текст. Предлагаем несколько образцов карточек с чистоговорками рисунками к ним.
11-слайд
Методика работы
Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, внятная дикция, красивый голос положительно характеризуют каждого человека. Проговаривание скороговорок является своего рода упражнением по технике речи, по развитию дикции и артикуляции.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:
а) сжимать пальцы в кулачки; б) загибать поочередно пальцы; в) нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; г) стучать ладонью по столу и др.
Скороговорки можно использовать в играх :
1. «Кто быстрее?» : ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
«Глухонемая скороговорка» : задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки.
12-слайд
Приметы
В коррекционной работе приметы :
помогают расширить словарный запас детей;
способствуют развитию слуховой памяти;
дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
развивают фонематичекий слух;
оказывают помощь в автоматизации звуков речи.
18 –слайд
Пословицы.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать к любой ситуации.
В своей работе использую в книгу Гейченко И. Л. ,Исавнина О. Г.
Пословицы и поговорки. «Семь раз примерь один раз отрежь»
Например «Делу — время, потехе — час» в рассказе говорится о том, что нужно все делать в свое время.
19 –слайд Сказки.
Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.
Коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта : исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух.
Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх драматизациях, при придумывании сказок. У детей улучшилась грамматика, увеличился словарный запас, улучшилась связная речь, повысилась общая звуковая культура.
Убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.