Наталья Сейбель
Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка:
«Пальчиковые кинезиологические упражнения - эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Рука является вышедшим
Наружу головным мозгом.
И. Кант
Публикация «Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Эта фраза заставила меня задуматься над тем, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.
Изучая, методическую литературу по этому вопросу меня заинтересовала «Кинезиология» - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Самый благоприятный период для интеллектуального и речевого развития – это возраст до7-8лет, то есть дошкольный период, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития мозолистого тела (межполушарного взаимодействия, которое можно развивать через кинезиологические упражнения.
Что же такое кинезиологические упражнения? Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Одно из направлений этого комплекса – пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействиея коры головного мозга ребенка.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают пальчиковые кинезиологические упражнения на развитие детей, я стала применять их в своей практике. Пальчиковые кинезиологические упражнения просты, но их выполнение требовало от детей внимания и сосредоточенности. Упражнения проводились ежедневно, сначала правой рукой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Обязательным условием была передача положительных эмоций.
Например, в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я начала с упражнения «Колечки» предварительно заучив названия пальцев (как правило, они не знают названия пальцев). Каждый комплекс состоял из пяти упражнений и одной потешки. Сначала давались упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводили соответствующие движения. При повторении потешки, побуждала их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивали потешку наизусть и в дальнейшем говорили ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работали одновременно – синхронно. Начинается работа с простых упражнений, типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей были непослушные или слишком напряженные. Приходилось недели две повторять этот вид упражнений. «Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики», – говорила я, показывая левую и правую руки. «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков», – показывала большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения делаем сначала только с белочками, затем с зайчиками. Через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения. Это же упражнение, назвав его по - другому «Пальчики здороваются» использую для автоматизации определенного звука и при сливании звуков в слоги.
Например, упражнение «Фонарики», использую для понятия правой и левой руки у ребенка.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь», использую для запоминания времен года: «Зимний месяц называй декабрь, январь, февраль», дети соответственно показывают «кулак, ребро, ладонь». Такое упражнение, как «Лезгинка» - стимулирует речевые зоны головного мозга.
Некоторые упражнения, использую в разных лексических темах: «Домашние птицы» - «Гусь-курица-петух», «Домашние животные»- «Коза-собака-лошадка», «Птицы» - «Птичка - птичка в гнезде - птенцы в гнезде» и т. д.
Использую, так же в своей работе и небольшие кинезиологические рассказы и сказки.
Например, рассказ про птицу и птенчиков: «На дереве было гнездо (показ - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать) с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем, по две букашки (одновременно двукратное прикасание большого пальца к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно).
Для меня пальчиковые кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, так как позволяют эффективно, в игровой форме проводить коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство. Без игры, творческого подхода к детям, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Для детей с речевыми нарушениями характерны : не только скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, но и недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук, нарушение внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с использованием пальчиковых кинезиологических упражнений стимулирует не только физическое, но и речевое развитие дошкольников.