Занина Екатерина
Проектная и исследовательская деятельность как ресурс развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире
что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
Публикация «Проектная и исследовательская деятельность как ресурс развития личности ребенка» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги – практики.
Результаты научных исследований (Ю. К. Бабанский, Н. Н. Поддъяков, А. К. Савенков) показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 2.6) нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
В соответствии с ФГОС организация сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи требует использования специальных методов и приёмов. Несмотря на достаточное количество научных работ, статей по данной теме, поиск инновационных технологий становится приоритетной задачей для меня, как педагога.
ФГОС ДО подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым и самостоятельной проектно – исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
) Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является метод проектов и технология детского экспериментирования, которые основаны на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.
Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.
Проектирование и исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на меня, как педагога. Проектирование, экспериментирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектно – исследовательской деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Проектно – исследовательская деятельность имеет следующие особенности:
• проектно – исследовательская деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
• участники должны быть мотивированы, но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
• проектно – исследовательская деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектно - исследовательской деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектно – исследовательская деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Цель моей работы: развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Для достижения цели были определены следующие задачи профессиональной
деятельности :
1. Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с ТНР с помощью
экспериментирования.
2 Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками и взрослыми; помогать
друг другу.
3 Воспитывать любовь к окружающему миру посредством опытно – экспериментальной
деятельности.
Я работаю на группе детей с тяжёлыми нарушениями речи. НОД ведётся по лексико – тематическому планированию.
Во время проведения НОД дети проявляют большой интерес к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям – экспериментам. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это развивает умение строить сложные предложения, делать выводы.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В процессе экспериментирования происходит формирование практических способов преобразования объектов, которые служат средством обнаруживания различных внешних и внутренних свойств предмета. При этом ребёнок овладевает обобщённым умением получать нужные ему факты, что является важным и необходимым моментом любого процесса познания.
«Причём, - отмечает Н. Н. Поддъяков, - эти обнаруженные ребёнком, новые стороны, свойства предметов ещё не дифференцируются им на существенные и несущественные. И как не парадоксально, это обстоятельство – достоинство данной формы мышления, поскольку на этом этапе важно установить сам факт их существования. Дело в том, что стороны и свойства предмета, не существенные при рассмотрении этого предмета в системе других отношений [31].
Таким образом, ознакомление с различными свойствами объектов на каком – то этапе без предварительного и целенаправленного выделения его отдельных сторон и их соотношение с определёнными понятиями позволит детям более смело включать эти объекты в систему различных связей.
В дальнейшем это может повысить их познавательную активность и будет способствовать развитию творческого мышления.
Мною была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые использовала и использую в работе с детьми.
В ходе экспериментов обогащается опыт детей, они практически осваивают свойства и качества материалов, активно участвуют в исследовании различных проблемных ситуациях.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, определяем этапы работы, делаем выводы.
В ходе деятельности дети выделяют последовательность действий, отвечают на вопросы: «Что мы делали?», «Что получили?», «Почему так, а не иначе?», «Что получилось, а что нет?»
Эксперименты с детьми провожу в ходе НОД, в свободной самостоятельной деятельности, и возникшие неожиданно. Дети с большим удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы.
Например: опыт проводился по вопросам детей. Зимой дети пришли в группу и на стёклах увидели красивые узоры. Взяли лупы и стали рассматривать узоры на стёклах. Оказалось, что узоры состоят из снежинок.
Дети рассматривали энциклопедии, альбомы, использовали ИКТ.
Дети узнали, что снежинки – это кристаллы льда, точнее – сростки простых кристаллов льда – иголочек и пластинок.
С детьми просматривали презентацию «Кристаллы», в которой были представлены фотографии кристаллов, пещеры с свисающими со стен кристаллами. Детям стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема исследования : «Как вырастить кристаллы?».
Выдвинули гипотезу: что кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.
С чего начались наши исследования? Сначала через опытно – экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде; затем выяснили, что при испарении солёной воды получаются кристаллы; в третьем опыте стали выращивать кристаллы соли при использовании шерстяных ниток. Дети были удивленны, что через три дня на шерстяных ниточках появились первые кристаллы.
В дальнейшем они сделали выводы, что поваренная соль состоит из кристаллов; при соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются; по мере того, как вода испаряется, соль снова образует кристаллы; в группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и шерстяной ниточки.
Долгосрочным экспериментом была посадка семян свёклы, и дети хотели узнать, можно ли вырастить корнеплод свёклу в осеннее – зимний период в групповой комнате детского сада. С октября по март месяц ребята наблюдали за прорастанием семян в двух контейнерах: из-под торта и сока. Все результаты фиксировались в дневник наблюдений. Дети пришли к выводу, что вырастить именно корнеплод свёклу в групповой комнате невозможно, потому что для растения жизненно необходимы почва, свет, влага, тепло. Важное место занимала работа над проектами : «Король на столе», «Белка – пушистик», «Свёкла – вкусный корнеплод, всегда радует народ».
Положительным результатом работы в течение пяти лет является участие воспитанников в городских и региональных конкурсах детских исследовательских и творческих проектах, где дети занимают призовые места.
Таким образом, результаты проведённой работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказывает влияние на:
- интеллектуальное развитие детей (обогатился запас знаний и представлений об окружающем мире);
- уровень развития познавательной активности, исследовательских умений и навыков детей (видят, определяют проблему, анализируют объект, решают проблему, ставят гипотезы, делают выводы);
- речевое развитие (обогатился словарный запас, умеют правильно строить сложные логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы;
- личностные характеристики (проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).
Проанализировав результаты проведенной работы, убедилась в том, что детское экспериментирование и метод проектов является особой формой поисковой деятельности и как ресурс развития личности ребенка.