Ирина Фирсова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вырастить ребенка не только здоровым и крепким человеком, но – и обязательно! – инициативным, думающим, нестандартно-мыслящим, способным на творческий подход к любому делу – такая задача встаёт перед дошкольным учреждением и родителями в настоящее время.
Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Именно в исследовательской деятельности детям предоставляется возможность самостоятельно решать поставленные задачи, находить пути их решения, реализовывать задуманные проекты.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи формирования ключевых компетенций дошкольников : умение получать информацию и оценивать ее необходимость, делать выводы, принимать решения, выбирать методы исследования, планировать этапы своей деятельности, доводить начатое дело до конца, а также формируется социально-коммуникативная компетентность : умение владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания, выделять звуки в словах, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Как же происходит коммуникативное развитие ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности?
Детское исследование изменяет характер общения ребенка со взрослым. Взрослый заинтересовывает детей, создает проблемную ситуацию. В процессе обыгрывания проблемной ситуации дети начинают вести разговор. Тем самым формируется мотивация, порождающая желание высказаться, рассказать, сообщить о чем-либо. Мотивация к общению возникает у детей при наличии слушателей и при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями и интересом к заданиям взрослого. Взрослый лишь создает условия для исследовательской деятельности детей, может направить их действия, помочь выделить из множества признаков и качеств предмета наиболее существенные и доступные для восприятия. Общаясь с наставником, ребенок узнает много нового, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт. Его сознание обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях. Тем самым расширяется словарный запас, с помощью которого дети выражают свои мысли, впечатления, эмоциональные переживания, дети занимаются словотворчеством, они учатся строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для построения предложений и делать самостоятельные выводы. Ребенок учится не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задавать, инициативно высказываться, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, положительные контакты. Они учатся участвовать в беседе, аргументировать свои высказывания, дети предпринимают попытки решать спорные вопросы с помощью речи.
Например: реализуя познавательно-исследовательский проект "Одежда наших предков" дети узнали новые для них слова, такие как "панева", "кафтан", "порты", а реализуя проект "Посуда наших предков" такие слова, как "братина", "сечка", "крынка".
Чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте исследования, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.
К концу дошкольного возраста речь ребенка становится более последовательной и логичной. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Именно в познавательно-исследовательской деятельности усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Например, при реализации проекта "Африка" дети учились последовательно, логично строить свои мысли: выбирать нужный ориентир на карте, выстраивать правильный маршрут, подбирать наиболее подходящий транспорт, анализировать, какие вещи им понадобятся в путешествии, в зависимости от того какой климат на данном континенте.
Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. В процессе познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольник активно пользуется речью для установления контакта.
Занимательная, игровая атмосфера проведения познавательно-исследовательской деятельности располагает к общению детей, ребята непроизвольно начинают общаться между собой, вести беседу, спорить, договариваться. Даже неуверенные, замкнутые дети по-другому раскрываются в этом интересном познавательном общении. В такой обстановке ребята становятся раскрепощеннее, учатся слушать и слышать, высказывать общее мнение, взаимодействовать с партнером и группой. В процессе исследовательской и экспериментальной деятельности укрепляются дружеские, доверительные взаимоотношения между сверстниками. Развивается умение оценивать поступки детей и взрослых.
Так, например, в ходе познавательно-исследовательского проекта "Посуда наших предков", дети активно высказывали свои мнения, обсуждали их: "Почему раньше была такая посуда?", "Почему сейчас нет такой посуды?", "какая посуда лучше?"
В процессе своих высказываний, дети учатся согласовывать и контролировать собственные речевые умения, вежливо вести спор, слышать и понимать друг друга, поддерживать содержательный разговор.
Реализуя познавательно-исследовательские проекты, мы активно используем такие формы работы, как: тематические экскурсии в мини-музей детского сада, в городскую библиотеку, краеведческий музей. В ходе экскурсий у детей возникает желание поделиться своими впечатлениями и знаниями со взрослыми и сверстниками. Таким образом к 7 годам у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. Она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку становится важным передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Он высказывает свои суждения в форме сложных предложений и свободно пользуется такими предложениями. Его речь становится разнообразнее по форме и содержанию. Все это помогает ребенку сотрудничать в группе сверстников, осуществлять поиск информации, а затем делиться ею с другими. Эти умения очень важны для детей не только при проведении познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе самой жизни, а также при обучении в школе.
Таким образом вовлечение детей в активную исследовательскую деятельность является действенным средством развития коммуникативных навыков.