Получи документы

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста»

Наталья Бойцова
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления детей о самом себе, окружающем мире, обществе. Дети учатся руководствоваться общественными нормами, правилами, развивают свои способности, получая общественно значимый результат своей деятельности, приобретают уверенность в своих силах, гордость за собственные достижения.

Публикация «Консультация „Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На современном этапе в дошкольной педагогике все больше уделяется внимания значению познавательно-исследовательской деятельности. В процессе познавательно-исследовательской деятельности важно :

- поддерживать собственную активность ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий способы их достижений;

- предоставить возможность выступать как свободная личность, реализовывать свою волю, интересы, потребности.

Личностному развитию ребенка способствует его познавательная активность. Познавательная активность - естественное состояние ребенка, главный источник получения представлений о мире.

У детей в дошкольном возрасте познавательная активность проявляется в многочисленных вопросах: «почему?», «зачем?», «для чего?». У детей 4-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» Развивающее мышление ребенка, способность устанавливать связи и отношения между объектами, пробуждает интерес к окружающему миру.

Происходит накапливание знаний о своих возможностях, умениях, способностях, социальной значимости. Знания детей о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками, в том числе благодаря поисково-познавательной деятельности. Основным фактором, развития уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослым. Взрослый, организует познавательно-исследовательскую деятельность ребенка, дает оценочные суждения деятельности ребенка, обеспечивает накапливание опыта индивидуальной деятельности. Ребенок приобретает уверенность и гордость за собственные достижения.

Участие детей в коллективных исследованиях существенно изменяет их межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, учатся руководствоваться общепринятыми нормами культурного поведения.

Одной из характеристик личности является креативность. «Креативность – это, значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (американский психолог Торранс Е. П.). Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности и учитывается развитие способности человека приобретать новые знания, что является одной из целей поисково-познавательной деятельности. Творческий человек – человек, открытый новому опыту, способный быстро учиться.

При оценке креативности учитываются обычно четыре параметра:

- Продуктивность – способность к продуцированию максимально большего количества идей. В поисково-познавательной деятельности это проявляется как способность детей делать как можно больше предположений о результатах исследования, способах проверки гипотез.

- Гибкость – представляет собой способность устанавливать ассоциативные связи, легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, умении сравнивать, сопоставлять, анализировать.

- Оригинальность – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Например, дети предлагают проверить, возможно ли в условиях детского сада из ненужной бумаги сделать новую бумагу, пригодную для рисования.

- Разработанность – в процессе проведения экспериментов, исследований у детей формируется и развивается способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи, умение планировать деятельность.

Цель познавательно-исследовательской деятельности :

- интеллектуально-личностное, творческое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Воспитание уверенности в себе и своих возможностях, осознание себя как личности.

2. Развитие инициативности, любознательности, сообразительности, активности и самостоятельности, креативности.

3. Формирование перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Привлечение родителей к поддержанию познавательно интереса у детей, организации исследовательской деятельности дома.

Познавательно-исследовательскую деятельность развиваю в процессе :

- обучающих занятий с демонстрационными опытами,

- совместных экспериментов, опытов в центре исследовательской деятельности,

- самостоятельного проведения экспериментов детьми в пространственно-предметной среде группы,

- исследовательской деятельности совместно с родителями.

Работу по формированию и развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми организовываю в форме партнерской деятельности с детьми, происходящей как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Ребенок чувствует, что его воспринимают как активного участника взаимодействия. Очень важно общаться с ребенком как с личностью, стремясь разъяснить свою позицию и способствовать выражению его собственной.

При организации познавательно-исследовательской деятельности учитываю сферы интересов познания каждого ребенка, которые условно можно разделить на типы исследований, позволяющие ребенку занять активную исследовательскую позицию.

Типы исследований:

- Опыты, эксперименты с предметами и их свойствами.

- Коллекционирование.

- Путешествие по карте.

- Путешествие по реке времени.

Такие типы исследований создают благоприятные условия для реализации развивающих задач :

Освоение причинно-следственных связей и отношений (представление о связях и взаимосвязях в живой и неживой природе и т. п.);

Освоение родовидовых отношений (представление о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов);

Освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света, родной страны);

Освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примере материальной цивилизации: истории жилища, транспорта и т. п.).

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются умения :

• Видеть проблемы,

• Задавать вопросы,

• Выдвигать гипотезы,

• Давать определения понятиям,

• Классифицировать,

• Наблюдать,

• Умения и навыки проведения экспериментов, исследований,

• Структурировать полученный в ходе исследования материал,

• Делать выводы и умозаключения,

• Доказывать и защищать свои идеи.

Умение видеть проблемы – дело непростое. В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом уже начал действовать. Но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает (особенно в младшем дошкольном возрасте). Вполне достаточно общей, приблизительной формулировки проблемы. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени, для этого использую специальные упражнения:

- «Сколько значений у предмета?» - поощряю самые оригинальные и неожиданные ответы;

- «Смотреть на мир чужими глазами» - развивается способность изменять свою точку зрения, ребенок становится на место другого человека, живого и даже неживого объекта;

- «Наблюдение очевидного» - ребенок говорит о том, что он видит в данный момент, без опоры на предыдущий опыт.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. В процессе любого познания вопрос играет ключевую роль, познание начинается с вопроса. Он направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая, таким образом, потребность в познании. Стимулировать способность задавать вопросы очень важно, для этого использую задания типа:

- Показываю детям картинки с изображением человека, животного и предлагаю задать вопрос тому, кто изображен, либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке;

- Ребенку предлагаю ситуацию: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»;

- Предлагаю задать вопросы, которые помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе, например, о кукле, пожарной машине и т. п.

Одним из главных, базовых умений является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процесс обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотеза (или гипотезы) возникает как возможные варианты решения проблемы, должна указывать путь исследовательского поиска. В умении вырабатывать гипотезы специально тренируемся с помощью заданий:

- Предлагаю детям найти возможную причину события: «Дети стали больше играть во дворе», «Милицейский автомобиль долго стоял у дороги», «Друзья поссорились» и т. п. ;

- «Представь, что воробьи стали размером с больших орлов, что бы произошло?» (или слоны стали меньше кошек).

Понятие – одна из форм логического мышления. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Для того чтобы учиться определять понятия, пользуюсь относительно простыми приемами:

- Описание: ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других объектов?» «Чем это похоже на другие объекты»;

- Характеристика – предполагает перечисление некоторых внутренних, существенных свойств объекта. Например, ребенок пытается охарактеризовать животное: «Белочка – подвижное, доброе животное, любит делать запасы в своей кладовке, пугливая, очень пугается резких звуков»;

- Сравнение - «Подбери сравнение для велосипеда, стула, тигра и т. п.» Например, велосипед похож на мотоцикл, только у него нет мотора.

Классификация – распределение предметов на группы с указанием принципа деления. Для развития умения классифицировать предлагаю задания:

- «Четвертый лишний» по принципу деления – цвет, форма, назначение и т. д. ;

- Задания на классификацию с явными ошибками. Например, делим деревья на лиственные, хвойные, нарисованные в книжке, плодовые, волшебные.

Наблюдение – самый доступный и самый популярный метод исследования. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Потому что его восприятие и наблюдательность носят аналитический характер – он не только фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы внешние действия. Использую игры на развитие наблюдательности, требующие аналитического мышления:

- «Что изменилось?»;

- «Найди отличия в картинках»;

- «Найди два одинаковых изображения предмета»;

- «Найди ошибки животных»;

- «На какую геометрическую фигуру похоже?».

Эксперимент – важнейший из методов исследования и от исследовательского поведения неотделим. Но эксперименты бывают мысленными, то есть такие, которые можно делать только в уме – задания типа: «Что можно сделать из шишки?», «Что будет, если все станут выше ростом?»

Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами. Дети активно познают окружающее, интересуются всем вокруг. Любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега; изучают свойства магнита.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую нужно решить,

- целеполагание (что нужно сделать, что бы решить проблему,

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения,

- проверка гипотез (практические действия,

- анализ полученного результата,

- формулирование вывода.

На первом этапе развития умения экспериментирования определяю проблему, вместе с детьми намечаю пути ее решения, а само решение и его поиск самостоятельно подбирают дети. Учу детей самостоятельно подбирать необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную исследовательскую активность детей. Уважительно отношусь к любым высказываниям детей, их действиям, развиваю в детях чувство психологической защищенности; оказываю помощь в формулировании действий и умозаключений, предоставляю свободу выбора, свободу пространства, что способствует проявлению активности и самостоятельности, настойчивости и уверенности в себе.

На втором этапе только ставлю проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, учу детей разными способами находить решение проблемных задач, используя проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получится, если?» Для развития навыков экспериментирования у пассивных и застенчивых детей использую метод моделирования исследовательской деятельности – определение, проговаривание, создание модели предстоящих действий.

На третьем этапе обучения постановка проблемы, определение метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Умение делать выводы и умозаключения – качество необходимое при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке к публичному выступлению. Для развития умения делать умозаключения и выводы использую задания:

- Выясняем, на что похоже узоры на окне, движение веток деревьев и т. д. ;

- Сопоставляем два объекта на основе их сходства и различия («Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются прозрачными и твердыми»);

- Предлагаю объяснить значение выражения, пословицы.

Одним из методов развития умения доказывать свои идеи являются:

- Использование простых графических схем;

- Фиксирование графическим способом этапов эксперимента.

Поисково-познавательная деятельность, проводимая совместно со взрослым, придает импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольника, которая осуществляется в пространстве предметно-развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду :

- привлекаю детей к обсуждению расположения центров поисково-познавательной деятельности;

- учитываю сферы интересов познания каждого ребенка;

- подбираю материал и оборудование, ориентируясь на детей разного уровня развития исследовательской деятельности;

Предметно-развивающую среду организовываю таким образом, чтобы она способствовала обогащению собственного познавательного опыта каждого ребенка, т. е.

Развивающая направленность предметно-развивающей среды обеспечивает развитие у ребенка уверенности в своих силах, открытость, самостоятельность, т. е. атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, стремление к познанию.

В группе созданы:

- «Сенсорный центр» - место, где подобранны предметы и материалы, познать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: коробочки с различным наполнением («Узнай, что находится внутри», баночки с ароматизированными веществами, разного вида и фактуры ткани и т. д.

- Для детей в удобном месте расположен центр для экспериментирования «Почемучка», где имеются в достаточном количестве оборудование для опытов (см. Приложение 2, различные материалы, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования, схемы проведения экспериментов, познавательная литература. Вместе с воспитанниками собираем коллекции камней Мурманской области, гербарии, открыток с видами животных. Для развития у детей способности овладения моделирующей деятельностью, используем условные символы, модели: календари наблюдений в природе, протоколы опытов, схемы строения моделей, алгоритмы познавательной деятельности. В группе имеется запас дополнительного материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубочек и пр.

Расширяя познавательный опыт детей, проводим наблюдения, опыты, эксперименты в экологическом центре, организуем труд природоведческого содержания.

В центре «Мастерилка» дети учатся преобразовывать познавательный опыт в продуктивную деятельность, развиваются творческие способности детей. С детьми изготавливали поделки из природного и бросового материала и организовали выставки «Осенний калейдоскоп», «Необычное в обычном», «Фантик и фантазия», «Волшебная бумага».

Накапливаю у детей опыт совместный познавательно-исследовательской деятельности. Предметно-развивающая среда организована по принципу небольших полузамкнутых микро пространств, что позволяет детям объединяться в небольшие группы - дети любят обозначать территорию с помощью ширм, ковриков, заборчиков.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада. Провела анкетирование родителей «Маленький исследователь». Сделала вывод, что дети часто рассказывают дома об опытах, проведенных в детском саду, но дома не созданы условия для исследовательской деятельности детей. Рекомендовала, для проведения дома, развивающие игры, опыты, подготовила консультации «Неизведанное рядом», «Возраст почемучек». «Растим любознательных», «Прогулка – это серьезно!», в постоянной рубрике «Советы заботливым родителям» даю советы, рекомендации по организации познавательной деятельности с детьми дома.

Привлекаю родителей к участию в исследовательских проектах, В проекте «Бумажных дел мастера» дети и родители дома сравнивали разные виды бумаги, выбирали бумагу заданных свойств и приносили в детский сад, делали поделки из фантиков, ненужной бумаги и дарили их своим друзьям.

Успешное осуществление поставленных целей и задач во многом зависит от понятия и принятия их родителями детей. Для этого родителям предоставляю информацию по проводимым в детском саду исследованиям и предлагаю опыты, эксперименты для проведения дома, знакомлю с педагогической литературой по данной теме. Родители принимают участие в создании центров исследовательской деятельности в группе, пополняют его оборудованием.

Таким образом, познавательно-исследовательской деятельность, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности детей дошкольного возраста.

Поисково-познавательная деятельность развивает :

• творческие способности ребенка;

• навыки исследовательского поведения;

• коммуникативные качества;

• способствует становлению целостной картины мира.

Используемая литература:

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2002.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город» для детей старшего дошкольного возраста Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город». Социальный мир НОД для детей старшего дошкольного возраста Познавательно.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Фрукты» «Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Фрукты» Цель: Обогащать и совершенствовать.

Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности» Консультация для родителей Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.

Обобщение пед. опыта: презентация «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста В современном обществе одной из актуальных задач.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника» Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта,.

Презентация на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Презентация-отчёт из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Консультация по теме самообразования «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 мая 2019 в 09:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бойцова (УИ 832771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД