Наталья Бойцова
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления детей о самом себе, окружающем мире, обществе. Дети учатся руководствоваться общественными нормами, правилами, развивают свои способности, получая общественно значимый результат своей деятельности, приобретают уверенность в своих силах, гордость за собственные достижения.
Публикация «Консультация „Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
На современном этапе в дошкольной педагогике все больше уделяется внимания значению познавательно-исследовательской деятельности. В процессе познавательно-исследовательской деятельности важно :
- поддерживать собственную активность ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий способы их достижений;
- предоставить возможность выступать как свободная личность, реализовывать свою волю, интересы, потребности.
Личностному развитию ребенка способствует его познавательная активность. Познавательная активность - естественное состояние ребенка, главный источник получения представлений о мире.
У детей в дошкольном возрасте познавательная активность проявляется в многочисленных вопросах: «почему?», «зачем?», «для чего?». У детей 4-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» Развивающее мышление ребенка, способность устанавливать связи и отношения между объектами, пробуждает интерес к окружающему миру.
Происходит накапливание знаний о своих возможностях, умениях, способностях, социальной значимости. Знания детей о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками, в том числе благодаря поисково-познавательной деятельности. Основным фактором, развития уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослым. Взрослый, организует познавательно-исследовательскую деятельность ребенка, дает оценочные суждения деятельности ребенка, обеспечивает накапливание опыта индивидуальной деятельности. Ребенок приобретает уверенность и гордость за собственные достижения.
Участие детей в коллективных исследованиях существенно изменяет их межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, учатся руководствоваться общепринятыми нормами культурного поведения.
Одной из характеристик личности является креативность. «Креативность – это, значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (американский психолог Торранс Е. П.). Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности и учитывается развитие способности человека приобретать новые знания, что является одной из целей поисково-познавательной деятельности. Творческий человек – человек, открытый новому опыту, способный быстро учиться.
При оценке креативности учитываются обычно четыре параметра:
- Продуктивность – способность к продуцированию максимально большего количества идей. В поисково-познавательной деятельности это проявляется как способность детей делать как можно больше предположений о результатах исследования, способах проверки гипотез.
- Гибкость – представляет собой способность устанавливать ассоциативные связи, легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, умении сравнивать, сопоставлять, анализировать.
- Оригинальность – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Например, дети предлагают проверить, возможно ли в условиях детского сада из ненужной бумаги сделать новую бумагу, пригодную для рисования.
- Разработанность – в процессе проведения экспериментов, исследований у детей формируется и развивается способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи, умение планировать деятельность.
Цель познавательно-исследовательской деятельности :
- интеллектуально-личностное, творческое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитание уверенности в себе и своих возможностях, осознание себя как личности.
2. Развитие инициативности, любознательности, сообразительности, активности и самостоятельности, креативности.
3. Формирование перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
4. Привлечение родителей к поддержанию познавательно интереса у детей, организации исследовательской деятельности дома.
Познавательно-исследовательскую деятельность развиваю в процессе :
- обучающих занятий с демонстрационными опытами,
- совместных экспериментов, опытов в центре исследовательской деятельности,
- самостоятельного проведения экспериментов детьми в пространственно-предметной среде группы,
- исследовательской деятельности совместно с родителями.
Работу по формированию и развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми организовываю в форме партнерской деятельности с детьми, происходящей как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Ребенок чувствует, что его воспринимают как активного участника взаимодействия. Очень важно общаться с ребенком как с личностью, стремясь разъяснить свою позицию и способствовать выражению его собственной.
При организации познавательно-исследовательской деятельности учитываю сферы интересов познания каждого ребенка, которые условно можно разделить на типы исследований, позволяющие ребенку занять активную исследовательскую позицию.
Типы исследований:
- Опыты, эксперименты с предметами и их свойствами.
- Коллекционирование.
- Путешествие по карте.
- Путешествие по реке времени.
Такие типы исследований создают благоприятные условия для реализации развивающих задач :
Освоение причинно-следственных связей и отношений (представление о связях и взаимосвязях в живой и неживой природе и т. п.);
Освоение родовидовых отношений (представление о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов);
Освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света, родной страны);
Освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примере материальной цивилизации: истории жилища, транспорта и т. п.).
В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются умения :
• Видеть проблемы,
• Задавать вопросы,
• Выдвигать гипотезы,
• Давать определения понятиям,
• Классифицировать,
• Наблюдать,
• Умения и навыки проведения экспериментов, исследований,
• Структурировать полученный в ходе исследования материал,
• Делать выводы и умозаключения,
• Доказывать и защищать свои идеи.
Умение видеть проблемы – дело непростое. В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом уже начал действовать. Но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает (особенно в младшем дошкольном возрасте). Вполне достаточно общей, приблизительной формулировки проблемы. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени, для этого использую специальные упражнения:
- «Сколько значений у предмета?» - поощряю самые оригинальные и неожиданные ответы;
- «Смотреть на мир чужими глазами» - развивается способность изменять свою точку зрения, ребенок становится на место другого человека, живого и даже неживого объекта;
- «Наблюдение очевидного» - ребенок говорит о том, что он видит в данный момент, без опоры на предыдущий опыт.
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. В процессе любого познания вопрос играет ключевую роль, познание начинается с вопроса. Он направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая, таким образом, потребность в познании. Стимулировать способность задавать вопросы очень важно, для этого использую задания типа:
- Показываю детям картинки с изображением человека, животного и предлагаю задать вопрос тому, кто изображен, либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке;
- Ребенку предлагаю ситуацию: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»;
- Предлагаю задать вопросы, которые помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе, например, о кукле, пожарной машине и т. п.
Одним из главных, базовых умений является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процесс обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотеза (или гипотезы) возникает как возможные варианты решения проблемы, должна указывать путь исследовательского поиска. В умении вырабатывать гипотезы специально тренируемся с помощью заданий:
- Предлагаю детям найти возможную причину события: «Дети стали больше играть во дворе», «Милицейский автомобиль долго стоял у дороги», «Друзья поссорились» и т. п. ;
- «Представь, что воробьи стали размером с больших орлов, что бы произошло?» (или слоны стали меньше кошек).
Понятие – одна из форм логического мышления. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Для того чтобы учиться определять понятия, пользуюсь относительно простыми приемами:
- Описание: ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других объектов?» «Чем это похоже на другие объекты»;
- Характеристика – предполагает перечисление некоторых внутренних, существенных свойств объекта. Например, ребенок пытается охарактеризовать животное: «Белочка – подвижное, доброе животное, любит делать запасы в своей кладовке, пугливая, очень пугается резких звуков»;
- Сравнение - «Подбери сравнение для велосипеда, стула, тигра и т. п.» Например, велосипед похож на мотоцикл, только у него нет мотора.
Классификация – распределение предметов на группы с указанием принципа деления. Для развития умения классифицировать предлагаю задания:
- «Четвертый лишний» по принципу деления – цвет, форма, назначение и т. д. ;
- Задания на классификацию с явными ошибками. Например, делим деревья на лиственные, хвойные, нарисованные в книжке, плодовые, волшебные.
Наблюдение – самый доступный и самый популярный метод исследования. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Потому что его восприятие и наблюдательность носят аналитический характер – он не только фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы внешние действия. Использую игры на развитие наблюдательности, требующие аналитического мышления:
- «Что изменилось?»;
- «Найди отличия в картинках»;
- «Найди два одинаковых изображения предмета»;
- «Найди ошибки животных»;
- «На какую геометрическую фигуру похоже?».
Эксперимент – важнейший из методов исследования и от исследовательского поведения неотделим. Но эксперименты бывают мысленными, то есть такие, которые можно делать только в уме – задания типа: «Что можно сделать из шишки?», «Что будет, если все станут выше ростом?»
Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами. Дети активно познают окружающее, интересуются всем вокруг. Любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега; изучают свойства магнита.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую нужно решить,
- целеполагание (что нужно сделать, что бы решить проблему,
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения,
- проверка гипотез (практические действия,
- анализ полученного результата,
- формулирование вывода.
На первом этапе развития умения экспериментирования определяю проблему, вместе с детьми намечаю пути ее решения, а само решение и его поиск самостоятельно подбирают дети. Учу детей самостоятельно подбирать необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную исследовательскую активность детей. Уважительно отношусь к любым высказываниям детей, их действиям, развиваю в детях чувство психологической защищенности; оказываю помощь в формулировании действий и умозаключений, предоставляю свободу выбора, свободу пространства, что способствует проявлению активности и самостоятельности, настойчивости и уверенности в себе.
На втором этапе только ставлю проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, учу детей разными способами находить решение проблемных задач, используя проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получится, если?» Для развития навыков экспериментирования у пассивных и застенчивых детей использую метод моделирования исследовательской деятельности – определение, проговаривание, создание модели предстоящих действий.
На третьем этапе обучения постановка проблемы, определение метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
Умение делать выводы и умозаключения – качество необходимое при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке к публичному выступлению. Для развития умения делать умозаключения и выводы использую задания:
- Выясняем, на что похоже узоры на окне, движение веток деревьев и т. д. ;
- Сопоставляем два объекта на основе их сходства и различия («Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются прозрачными и твердыми»);
- Предлагаю объяснить значение выражения, пословицы.
Одним из методов развития умения доказывать свои идеи являются:
- Использование простых графических схем;
- Фиксирование графическим способом этапов эксперимента.
Поисково-познавательная деятельность, проводимая совместно со взрослым, придает импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольника, которая осуществляется в пространстве предметно-развивающей среды.
Создавая предметно-развивающую среду :
- привлекаю детей к обсуждению расположения центров поисково-познавательной деятельности;
- учитываю сферы интересов познания каждого ребенка;
- подбираю материал и оборудование, ориентируясь на детей разного уровня развития исследовательской деятельности;
Предметно-развивающую среду организовываю таким образом, чтобы она способствовала обогащению собственного познавательного опыта каждого ребенка, т. е.
Развивающая направленность предметно-развивающей среды обеспечивает развитие у ребенка уверенности в своих силах, открытость, самостоятельность, т. е. атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, стремление к познанию.
В группе созданы:
- «Сенсорный центр» - место, где подобранны предметы и материалы, познать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: коробочки с различным наполнением («Узнай, что находится внутри», баночки с ароматизированными веществами, разного вида и фактуры ткани и т. д.
- Для детей в удобном месте расположен центр для экспериментирования «Почемучка», где имеются в достаточном количестве оборудование для опытов (см. Приложение 2, различные материалы, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования, схемы проведения экспериментов, познавательная литература. Вместе с воспитанниками собираем коллекции камней Мурманской области, гербарии, открыток с видами животных. Для развития у детей способности овладения моделирующей деятельностью, используем условные символы, модели: календари наблюдений в природе, протоколы опытов, схемы строения моделей, алгоритмы познавательной деятельности. В группе имеется запас дополнительного материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубочек и пр.
Расширяя познавательный опыт детей, проводим наблюдения, опыты, эксперименты в экологическом центре, организуем труд природоведческого содержания.
В центре «Мастерилка» дети учатся преобразовывать познавательный опыт в продуктивную деятельность, развиваются творческие способности детей. С детьми изготавливали поделки из природного и бросового материала и организовали выставки «Осенний калейдоскоп», «Необычное в обычном», «Фантик и фантазия», «Волшебная бумага».
Накапливаю у детей опыт совместный познавательно-исследовательской деятельности. Предметно-развивающая среда организована по принципу небольших полузамкнутых микро пространств, что позволяет детям объединяться в небольшие группы - дети любят обозначать территорию с помощью ширм, ковриков, заборчиков.
Неотъемлемой частью работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада. Провела анкетирование родителей «Маленький исследователь». Сделала вывод, что дети часто рассказывают дома об опытах, проведенных в детском саду, но дома не созданы условия для исследовательской деятельности детей. Рекомендовала, для проведения дома, развивающие игры, опыты, подготовила консультации «Неизведанное рядом», «Возраст почемучек». «Растим любознательных», «Прогулка – это серьезно!», в постоянной рубрике «Советы заботливым родителям» даю советы, рекомендации по организации познавательной деятельности с детьми дома.
Привлекаю родителей к участию в исследовательских проектах, В проекте «Бумажных дел мастера» дети и родители дома сравнивали разные виды бумаги, выбирали бумагу заданных свойств и приносили в детский сад, делали поделки из фантиков, ненужной бумаги и дарили их своим друзьям.
Успешное осуществление поставленных целей и задач во многом зависит от понятия и принятия их родителями детей. Для этого родителям предоставляю информацию по проводимым в детском саду исследованиям и предлагаю опыты, эксперименты для проведения дома, знакомлю с педагогической литературой по данной теме. Родители принимают участие в создании центров исследовательской деятельности в группе, пополняют его оборудованием.
Таким образом, познавательно-исследовательской деятельность, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности детей дошкольного возраста.
Поисково-познавательная деятельность развивает :
• творческие способности ребенка;
• навыки исследовательского поведения;
• коммуникативные качества;
• способствует становлению целостной картины мира.
Используемая литература:
1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2002.
2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.