Валентина Плющенко
Личностно-ориентированные технологии как залог развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.
Публикация «Личностно-ориентированные технологии как залог развития личности ребенка» размещена в разделах
В настоящее время многие молодые родители заняты своей карьерой или расширением бизнеса. Наше общество развивается быстрыми темпами, поэтому мы уже не удивляемся, когда видим у крошечного малыша в руках телефон или планшет. Дети играют в игрушки, а родители тем временем заняты своими делами. Все реже родители разговаривают «по душам» с детьми. Именно поэтому в дошкольных учреждениях большое значение придают личностно – ориентированной технологии. На современном этапе очень важно относится к ребенку как к личности, раскрыть его способности, адаптировать его к окружающей действительности.
Личностно-ориентированная технология образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П» :
- «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
- «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
-«Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Одним из самостоятельных направлений личностно-ориентированных технологий является Технология сотрудничества, которая предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей «образовательной траектории.
Долгое время работая с детьми, я взяла за правило:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- мой голос не доминирует над голосами детей;
- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться;
- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
-чаще пользуюсь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково. При организации режимных моментов использую различные приемы :
• прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
• прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому. Используются пособия «Ложка радости», «Зарядное устройство».
• прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе. Используется девиз группы, различные речевки;
• прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
• прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
• прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;
• прием «Традиции группы».
• прием «Минутки шалости», «Минутки тишины»,«Минутки вхождения в день»
Данную технологию стала активно применять в работе с детьми со второй младшей группы. И это стало уже доброй традицией, передавая колокольчик по кругу, дети учатся говорить друг другу добрые, ласковые слова, сопереживать, жалеть других людей. Также обсуждаем с детьми разные возникающие ситуации, строим планы на день, на неделю. и т. д. Минутки вхождения в день дают детям возможность порадоваться встрече, началу нового дня, поиграть в различные игры, обменяться новостями, задать интересующие вопросы. Развивают у детей уверенность в себе, инициативность, самостоятельность и ответственность.
• прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
Материально-технические условия также имеют большое значение в личностном становлении детей. при формировании предметно-развивающей среды группы учитывала особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
В связи с этим на каждом возрастном этапе организую развивающее пространство, позволяющее всем воспитанникам проявить собственную активность, чувствовать себя комфортно, наиболее полно реализовать себя.
Эффективная организация развивающей среды ДОУ :
• Уголок настроения;
• Ладошка -мирилка;
• Стул именинника;
• Экран добрых дел; Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. В рамочки вклеивается фотография ребенка, под ней можно приклеивать или сердечки или цветочки
• Персональная выставка;
• Детское коллекционирование ( разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.
• «Деловые хлопоты»- коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет : "эколог", «почтальон", "бармен", "гардеробщик", «банкир», "главный строитель", "директор гаража «и т. д.)
• Альбом «Растишка»(фотографии интересных событий из жизни детей в детском саду, начиная с младшей группы)
• Альбом «Мы любим спорт» (фотографии и информация о спортивных достижениях детей) и т. д.
Специфика заключается в том, что созданная в группах развивающая среда
- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования ;
- формирует предпосылки личностной культуры;
- развивает индивидуальность каждого воспитанника.
Личность ребенка не может развиваться вне социума. Личностно-ориентированный подход подразумевает создание социальных условий развития детей. Для этого я организую взаимодействие воспитанников с ближайшим социальным окружением: с родителями, с сотрудниками детского сада, с детьми других возрастных групп, с бывшими воспитанниками ДОУ, со школой, ДК, воскресной школой.
Дети моей группы были инициаторами и организаторами различных акций «Чистая природа начинается с тебя», «Каждой пичужке по кормушке», «Вода – источник жизни» и др. Мы работаем в тесном сотрудничестве с воскресной школой, местным ДК, дети постоянные участники праздничных концертов, неоднократно выступали на пасхальном фестивале «Спасские аккорды».
Бывшие воспитанники –постоянные гости нашей группы, живо и интересно проходят выставки совместного творчества и персональные выставки детей.
Родители первые и самые главные помощники в воспитании. В процессе общения постоянно подчеркиваю свое уважение к родителям детей, поддерживаю у детей чувство гордости, любви к своему дому и семье.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо максимально вовлечь их в жизнь детского сада. Вовлечение должно строиться по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы, постоянной демонстрацией родителям положительного образа ребенка, основанный на конкретных успехах и достижениях ребенка.
Взаимодействие с родителями организую в различных формах. Привлекаю родителей к участию в проектах, акциях, творческих конкурсах, совместных праздниках, субботниках, обустройстве детской площадки.
Участие в совместной деятельности вызывает у детей радость и гордость, способствует воспитанию добрых чувств по отношению к родителям
Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технологии, что позволяет подойти к воспитанию детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе воспитательно – образовательной работы. Использование личностно-ориентированной технологии позволило мне раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ей проявиться, обрести устойчивость, что гарантирует их успешное обучение в школе.
Уменьшилось число конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений в группе. Повысилась самооценка детей, дети стали более открытыми, раскрепощенными, они стали свободнее общаться с педагогами и сверстниками.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Ещё В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Но самое главное, чтобы педагог -ЛЮБИЛ РЕБЕНКА, -УВАЖАЛ РЕБЕНКА,ВЕРИЛ В РЕБЕНКА,ЗНАЛ РЕБЕНКА, ПОНИМАЛ РЕБЕНКА