МААМ-картинки

Личностно-ориентированные технологии  как залог развития личности ребенка

Валентина Плющенко
Личностно-ориентированные технологии  как залог развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Публикация «Личностно-ориентированные технологии  как залог развития личности ребенка» размещена в разделах

В настоящее время многие молодые родители заняты своей карьерой или расширением бизнеса. Наше общество развивается быстрыми темпами, поэтому мы уже не удивляемся, когда видим у крошечного малыша в руках телефон или планшет. Дети играют в игрушки, а родители тем временем заняты своими делами. Все реже родители разговаривают «по душам» с детьми. Именно поэтому в дошкольных учреждениях большое значение придают личностно – ориентированной технологии. На современном этапе очень важно относится к ребенку как к личности, раскрыть его способности, адаптировать его к окружающей действительности.

Личностно-ориентированная технология образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П» :

- «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

- «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

-«Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Одним из самостоятельных направлений личностно-ориентированных технологий является Технология сотрудничества, которая предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей «образовательной траектории.

Долгое время работая с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

-чаще пользуюсь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково. При организации режимных моментов использую различные приемы :

• прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;

• прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому. Используются пособия «Ложка радости», «Зарядное устройство».

• прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе. Используется девиз группы, различные речевки;

• прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.

• прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;

• прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;

• прием «Традиции группы».

• прием «Минутки шалости», «Минутки тишины»,«Минутки вхождения в день»

Данную технологию стала активно применять в работе с детьми со второй младшей группы. И это стало уже доброй традицией, передавая колокольчик по кругу, дети учатся говорить друг другу добрые, ласковые слова, сопереживать, жалеть других людей. Также обсуждаем с детьми разные возникающие ситуации, строим планы на день, на неделю. и т. д. Минутки вхождения в день дают детям возможность порадоваться встрече, началу нового дня, поиграть в различные игры, обменяться новостями, задать интересующие вопросы. Развивают у детей уверенность в себе, инициативность, самостоятельность и ответственность.

• прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;

Материально-технические условия также имеют большое значение в личностном становлении детей. при формировании предметно-развивающей среды группы учитывала особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.

В связи с этим на каждом возрастном этапе организую развивающее пространство, позволяющее всем воспитанникам проявить собственную активность, чувствовать себя комфортно, наиболее полно реализовать себя.

Эффективная организация развивающей среды ДОУ :

• Уголок настроения;

• Ладошка -мирилка;

• Стул именинника;

• Экран добрых дел; Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. В рамочки вклеивается фотография ребенка, под ней можно приклеивать или сердечки или цветочки

• Персональная выставка;

• Детское коллекционирование ( разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.

«Деловые хлопоты»- коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет : "эколог", «почтальон", "бармен", "гардеробщик", «банкир», "главный строитель", "директор гаража «и т. д.)

• Альбом «Растишка»(фотографии интересных событий из жизни детей в детском саду, начиная с младшей группы)

• Альбом «Мы любим спорт» (фотографии и информация о спортивных достижениях детей) и т. д.

Специфика заключается в том, что созданная в группах развивающая среда

- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования ;

- формирует предпосылки личностной культуры;

- развивает индивидуальность каждого воспитанника.

Личность ребенка не может развиваться вне социума. Личностно-ориентированный подход подразумевает создание социальных условий развития детей. Для этого я организую взаимодействие воспитанников с ближайшим социальным окружением: с родителями, с сотрудниками детского сада, с детьми других возрастных групп, с бывшими воспитанниками ДОУ, со школой, ДК, воскресной школой.

Дети моей группы были инициаторами и организаторами различных акций «Чистая природа начинается с тебя», «Каждой пичужке по кормушке», «Вода – источник жизни» и др. Мы работаем в тесном сотрудничестве с воскресной школой, местным ДК, дети постоянные участники праздничных концертов, неоднократно выступали на пасхальном фестивале «Спасские аккорды».

Бывшие воспитанники –постоянные гости нашей группы, живо и интересно проходят выставки совместного творчества и персональные выставки детей.

Родители первые и самые главные помощники в воспитании. В процессе общения постоянно подчеркиваю свое уважение к родителям детей, поддерживаю у детей чувство гордости, любви к своему дому и семье.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо максимально вовлечь их в жизнь детского сада. Вовлечение должно строиться по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы, постоянной демонстрацией родителям положительного образа ребенка, основанный на конкретных успехах и достижениях ребенка.

Взаимодействие с родителями организую в различных формах. Привлекаю родителей к участию в проектах, акциях, творческих конкурсах, совместных праздниках, субботниках, обустройстве детской площадки.

Участие в совместной деятельности вызывает у детей радость и гордость, способствует воспитанию добрых чувств по отношению к родителям

Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технологии, что позволяет подойти к воспитанию детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе воспитательно – образовательной работы. Использование личностно-ориентированной технологии позволило мне раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ей проявиться, обрести устойчивость, что гарантирует их успешное обучение в школе.

Уменьшилось число конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений в группе. Повысилась самооценка детей, дети стали более открытыми, раскрепощенными, они стали свободнее общаться с педагогами и сверстниками.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Ещё В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Но самое главное, чтобы педагог -ЛЮБИЛ РЕБЕНКА, -УВАЖАЛ РЕБЕНКА,ВЕРИЛ В РЕБЕНКА,ЗНАЛ РЕБЕНКА, ПОНИМАЛ РЕБЕНКА

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста».

Использование инновационных технологий для развития личности ребенка В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Основу и содержание инновационных.

Использование личностно ориентированной технологии на практике педагогов ДОУ Личностно – ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка, поэтому наша педагогическая деятельность по.

Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности 1. Эмоциональное развитие Все мы знаем, что рисование.

НОД по речевому развитию «Вслед за сказкой» с использованием личностно-ориентированной технологии в средней группе Цель - применение и закрепление полученных ранее знаний о русских народных сказках. Задачи: Образовательная область "Познавательное развитие":.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения За последние несколько десятилетий подход к воспитанию и образованию детей претерпел довольно сильные изменения. К сожалению, перемены эти.

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» города Невинномысска Из.

Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Статья «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Составители: Кесслер Лидия Владимировна (8212).

Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентированные технологии  как залог развития личности ребенка
Опубликовано: 18 июня 2019 в 16:50
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно-ориентированные технологии  как залог развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Плющенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД