Надежда Гилева
Педагогическая мастерская для воспитателей «Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая мастерская для воспитателей
«Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста»
Н. Г. Гилева, старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад комбинированного
вида «Ласточка» р. п. Варгаши
Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов».
Задачи:
Публикация «Педагогическая мастерская для воспитателей „Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
1. Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.
2. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.
Оборудование: презентация «Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста», 2 набора фломастеров, 2 набора цветных карандашей и бумага, маркеры, 2 мольберта, карточки – схемы (Савенков).
Ход педагогической мастерской
Перед вами брошюры, которые сегодня будут выступать в роли шпаргалок, подсказок и здесь же вы можете делать записи в ходе педагогической мастерской.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, особенно в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательной деятельности.
Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в образовательной деятельности, играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, так события в жизни детского сада, поселка, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.
Идеальный вариант, когда тема проекта исходит от детей, но часто бывает так, что вам нужно дать определенную тему.
Задание 1. Как предложить тему проекта. Вам необходимо подвести детей к рассмотрению темы «Магниты» как вы это сделаете? (ответы педагогов)
Вариант 1. «Ребята, сегодня мы познакомимся со свойствами магнитов»
Вариант 2. Повесить большое количество (больших и маленьких, цветных, разной формы) магнитов на доску и спросить «Ребята, вы заметили что-нибудь в группе изменилось?. Да, на доске появились магниты. Вы знаете чем отличаются магниты от других предметов? А вы хотите узнать о них больше?»)
Вариант 3. На магнитной доске разместить большое количество магнитов и ждать, когда дети зададут вопрос.
Ваш вариант___
Проекты различаются по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Виды проектов
По продолжительности выполнения проекта :
краткосрочные (от 1 дня до 3нед.)
среднесрочные (до 1 мес.)
долгосрочные (полугодие, учебный год)
Виды проектов по характеру содержания:
- монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история).
- интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.
Виды проектов (по Н. Е. Веракса)
- Исследовательский
- Творческий
- Нормативный
Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. (старшая группа)
Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).
Нормативные -дети, находясь в группе (коллективе) совместно с педагогам устанавливают правила и нормы.
Главное в методе проектов - это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.
Задание 2. Назовите продукты проектной деятельности.
Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
В нашем ДОУ были реализованы проекты : «Волшебница вода» воспитатель Фомина В. С.,
«От зернышка до каравая» воспитатель Зверева О. А.,
«Сажаем лук», воспитатель Петрова Л. А.,
«Труд людей весной», воспитатель Яшкина Т. А…
Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. (Если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого краски и карандаши и нарисовал его, то эта деятельность не будет считаться проектной - все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда возникает проблема и ребенок задумывается над ее решением.).
Задание3. Придумайте пример проектной деятельности.
Проектная деятельность, в отличие от продуктивной предполагает движение ребенка в пространстве возможного. (В процессе проектной деятельности перед ребенком обозначается проблема, которая требует решения. Для этого ребенок исследует пути решения проблемы и выбирает наиболее оптимальный.)
Например: ребенок хочет изготовить подставку для кисточек. Замысел ребенка намного превосходит его технические возможности. Здесь нужна помощь воспитателя.! Но некоторые педагоги очень содействуют детям, пытаются оказать помощь. Эта поддержка не должна выливать в готовность сделать все за ребенка. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен решать ее.
Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, на выражение его инициативы, проявление его самостоятельной активности. (Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к какой –либо ситуации. Ребенок может высказать оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен отметить своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения). Это и будет опыт успешного высказывания (создание ситуации успеха).
Например: При обсуждении подарков к 8 марта один мальчик предложил сделать открытки мамам, другой поддержал идею, сказав, что можно открытку сделать сестре. С точки зрения взрослого был озвучен одинаковый замысел: создание открытки. Более продуктивным считается другой путь: можно поддержать идею второго ребенка, сказав, что про открытки сестре никто еще не говорил.
Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П» :
1. Проблема (выбор темы).
2. Проектирование или планирование.
3. Поиск информации.
4. Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .
5. Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
6. Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) для того, чтобы возвращаться и вспоминать с детьми.
Предлагаю использовать два способа разработки проектов :
1. «Модель трех вопросов»
2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей о способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос : «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает : «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Предлагаю символы - сбора информации в картинках (с детьми можно придумать свои символы).
Задание 4. Заполним вместе Модель трех вопросов по теме «Ягоды». Вы выполняете у себя на листах
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.
• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;
• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;
• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;
• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;
• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;
• провести фотовыставку «Дачные ягодки».
Итог проекта. Вопросы, которые полезно задать и получить ответ от ребенка и педагога.
Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.
Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
Задание 5. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам принять участие в задании (4 педагога). Необходимо разработать проект при помощи "Метода мыслительной карты», и представить свой проект. Тема проекта «Весна». Остальные участники могут делать записи у себя на листах.
Представление «Мыслительной карты».
Хочу представить вам интересные проекты, которые были реализованы в нашем дошкольном учреждении и представлены родителям. (Проекты в папке).
Задание 6. Виды презентаций проектов. Предложите….
Понятны для работы исследовательские и творческие проекты. Их итогом могут быть концерты, выставки, альбомы, презентации… Но мало материала встречается по нормативным проектам.
Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки (альбома). Этот вид проектов имеет ряд своих особенностей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций редко встречающихся в группе.
Проект такого вида всегда связан с педагогом. Нормативный проект предполагает создание свода правил для поведения детей в данной группе. В качестве ситуаций выступают постоянно повторяющиеся конфликтные ситуации в группе.
Обязателен контроль за соблюдением нового правила со стороны воспитателя и детей!
Каковы этапы нормативной проектной деятельности дошкольников?
Приглашаю для участия 4 педагога.
Задание 7. («Правила пользования ножницами» по этапам разобрать с педагогами)
Типичная ситуация. «Дети мастерили игрушки. Оля вырезала платья для своей куклы. В группу зашла Леночка. В руках у нее была музыкальная шкатулка. Ребята подошли к ней посмотреть шкатулку. Оле тоже захотелось посмотреть. Она побежала с зажатыми в руке ножницами и споткнулась. Ножницы упали Мише на ногу». Давайте нарисуем эту историю. (Почему так произошло? Как необходимо поступать, чтобы не случалось)
Прошу педагогов нарисовать эту историю. Затем обсуждают рисунки и анализируют эмоциональное состояние персонажей. Прошу педагогов нарисовать, как должны были вести себя ребята в этой ситуации.
Вместе с педагогами рассматриваем рисунки и формулируем правило: «С ножницами работай за столом, после работы клади их на место». После этого педагоги рисуют знак, который напоминал бы им это правило. Как вы думаете, в каком возрасте могут быть реализованы такие проекты?
Проекты могут реализовываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некоторые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно задействовать не только группу детей, но также подключать родителей. Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, Слайд «Таблица» формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность обязательно включаем в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
Роль родителей. В нашем дошкольном учреждении планируются не только проекты педагога с детьми, но и детско – родительские проекты. Самые интересные и запоминающиеся проекты ежегодно представляются на Общем собрании ДОУ (коллегиальный орган управления, где присутствуют педагоги и родители).
Предметно – пространственная развивающая среда. Богатая, насыщенная развивающая предметно – пространственная среда способствует развитию проектной деятельности.
Результаты проектной деятельности
Помогает:
- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;
- развивать мышление, воображение, память, внимание;
- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения) ;
- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе) ;
- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое) ;
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Т. о. проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.
Благодарю всех за участие в педагогической мастерской. Желаю вам успеха.