Вера Гусакова
Познавательно-исследовательская и проектная деятельность в мини-лабораториях детского сада и естественных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на муниципальной ярмарке инновационных продуктов «Качество образования и инновации»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Одна из основных проблем сегодняшней системы образования в большей степени направлена на воспитание будущего учёного-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Поэтому желание подкреплять теоретические знания практической деятельностью необходимо воспитывать уже у детей дошкольного возраста.
Публикация «Познавательно-исследовательская и проектная деятельность в мини-лабораториях детского сада и естественных условиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
ФГОС ДО выделяет познавательно - исследовательскую деятельность воспитанников в качестве самостоятельного направления. Документ рекомендует начинать её с первого года жизни и реализовать во всех областях знаний, при любых формах образовательной деятельности, в режимных моментах, повседневной жизни, ДОО и семье. Сейчас познавательно-исследовательское развитие дошкольников выступает фактически социальным заказом государства системе дошкольного образования. Начинает создаваться его методическая и содержательная база.
С сентября 2017 года мы реализуем инновационный долгосрочный проект «Познавательно - исследовательская и проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в мини-лабораториях детского сада и естественных условиях». Данный проект – актуальное и значимое направление работы педагогов, который позволит создать дополнительные содержательные условия для развития детей дошкольного возраста с учётом возрастных групп.
Идея создания данного инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования РФ. Во ФГОС ДО познавательно – исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребёнка, что подчёркивает важность и значение этого вида детской деятельности в дошкольном возрасте.
Цель проекта – создание модели развития познавательно – исследовательской и проектной деятельности воспитанников, направленной на формирование нового качества содержания дошкольного образования, современной образовательной среды. В ходе проекта предполагается создание инновационных продуктов:
- модель развития познавательно – исследовательской и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в мини – лабораториях детского сада и естественных условиях;
-распространение методических и учебных пособий по познавательно – исследовательской и проектной деятельности с детьми;
- банк дополнительных программ, проектов познавательно – исследовательской направленности в сфере познавательно – исследовательской деятельности.
Основные направления проекта :
- модернизация программно – методического обеспечения (в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества);
- информационное сопровождение реализации проекта.
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, педагоги проводили большую работу в данном направлении. Была разработана рабочая программа дополнительного образования «Маленькие исследователи». Она определяет организацию опытно – экспериментальной деятельности детей (содержание, формы) 3 – 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование естественно – научных представлений.
Для достижения поставленной цели рабочая программа предусматривает решение следующих задач:
- расширять представления о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.);
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;
- развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся в мини – лабораториях, которые организованны в группах.
Организация работы идёт по взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая и неживая природа, физические явления, человек, рукотворный мир. Учебный план составлен с учётом возрастных особенностей и имеющихся знаний у детей.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в наших лабораториях в работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого ( средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Всё это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому, прежде всего мы должны обратить внимание на развитие некоторых умений детей.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
Хотелось бы отметить, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей. Не указывать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.
У каждого ребё нка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить» :
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Литература:
*Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ Сфера, 2005;
*Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду : детская энциклопедия. – М. : ТЦ «Сфера», 2005;
*Костюченко М. Экспериментируем! / Дошкольное воспитание. – 2006. - №8;
*Гризик Т. И., Познаю мир – М. : Издательский дом «Воспитание дощкольника», 2004;
* Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2003;
*Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2011;
*Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.
* Поддьяков Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1990;
*Прохорова Л. Н., Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Москва, 2004;