Ирина Валентиновна Тестова
Проектная деятельность во второй младшей группе «Не мешайте мне трудиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по трудовому воспитанию младших дошкольников
«НЕ МЕШАЙТЕ НАМ ТРУДИТЬСЯ!»
Воспитатель: Тестова Ирина Валентиновна
2022 г.
Вид проекта :
Познавательно-игровой
Длительность проекта :
Краткосрочный
25.04 – 27.05.2022 г.
Участники проекта :
Дети 3-4 лет
Воспитатель
Родители
Актуальность:
Публикация «Проектная деятельность во второй младшей группе „Не мешайте мне трудиться“» размещена в разделах
- Проекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но уже в раннем возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Дети младшего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые.
Однако трудовая деятельность детей в дошкольных учреждениях зачастую носит эпизодический характер. Это обусловлено не только недостатком игрового и дидактического материала по данному вопросу и заказом родителей на развитие интеллектуальных способностей детей, но и тем, что содержание труда не всегда значимо и интересно для ребенка. Сделать трудовой процесс увлекательным для малышей помогают разнообразные игровые приемы, сказочные персонажи, проблемные ситуации.
Проблема:
Проблема состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.
Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей.
В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.
Несформированность этих навыков на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Цель проекта
формирование нравственных качеств личности через устойчивое положительное отношения к труду.
Задачи проекта :
- формировать трудовые навыки и умения, воспитывать желание включаться в различные виды общественно-полезного труда;
- способствовать формированию навыков самообслуживания;
- приучать детей действовать последовательно, придерживаясь очередности действий;
- воспитывать организованность и дисциплинированность;
- формировать представления детей о профессиях, предметах труда и их использовании в трудовых процессах;
- воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду;
- расширять кругозор детей, обогащать их словарь;
- создать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты детей
• владеет необходимыми трудовыми навыками и умеет добиваться поставленной цели;
• оказывает посильную помощь при организации совместного труда с взрослым, с интересом включающийся в процесс труда;
• владеет личностными качествами: самостоятельностью, ответственностью и инициативностью;
• владеет навыками положительных взаимоотношений (дружбой, взаимопомощью, заботой о старших и сверстниках).
Основные направления работы
• создание предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми;
• чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения;
• организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей.
• осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду;
• педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.
Этапы работы
Предварительный.
• составление плана совместной деятельности с детьми, условий для реализации задач;
• подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно-ролевых игр с детьми;
• создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных;
Основной этап.
• работа с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии по садику, наблюдения, рисование, аппликации, изготовление поделок, дидактические игры;
• взаимодействию с родителями и специалистами.
• Работа с педагогами: информирование педагогов по данной теме проекта консультация : "Трудовое воспитание в ДОУ»
Заключительный этап.
• определение уровня сформированности знаний, умений и навыков воспитанников по данному направлению, а также анализ проведенных мероприятий и собственной деятельности.
Практические аспекты трудового воспитания.
В процессе труда происходит :
• накопление практического опыта; формирование навыков и умений, представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата;
• формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);
• расширение кругозора, словарного запаса, представлений о сенсорных эталонах;
• участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, позволяет получать оценку и ощущение радости от результата труда.
Результаты проведенной работы
Проект был реализован через непосредственно-образовательную деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
Создание предметно развивающей среды, способствует ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада.
С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, пополнен книжный уголок, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов.
Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дошкольники воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.
В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности. Это «Оденем кукол на прогулку», «Что лишнее?», «Кукла заболела», «Принимайся за обед», «Что изменилось?», «Профессии» и др.
Уголок изодеятельности наполнен раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Овощи», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку-труженику.
Оформленный уголок дежурства помогает привлекать ребёнка к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что, в свою очередь, способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Использование в работе с детьми потешки, заклички, сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки, народные приметы. воспитывает у детей интерес и желание к труду, формируя нравственно-трудовые качества
Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, помог детям выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек.
Решение поставленных задачи помогает организовать для ребят наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат. Например, наблюдение, как повара на кухне готовят суп, стряпают и пекут булочки, варят компот, и что из этого получается.
Усвоению знаний способствует повторность проводимых наблюдений, которые позволяют сформировать у воспитанников отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости.
Проводились игры-занятия, повторяющие тот или иной труд. Например, «Вымоем куклам посуду» «Наведем порядок в комнате», «Приготовим вкусный обед» и др. Обобщающие беседы с широким использованием наглядности, позволяют детям узнавать и называть предметы труда, инструменты, определять и называть профессии людей, в которых они могут использоваться.
Игровые обучающие ситуации остаются основным приёмом при формировании у детей интереса к труду взрослого и вообще к труду. Они развивают познавательный интерес детей и желание самому воспроизвести действия в игре, так как в среднем возрасте ребенок ещё мал и хочет много играть.
Расширяется продуктивная творческая деятельность дошкольников. С детьми и при участии родителей изготавливаются поделки из собранного природного материала, рисованием некоторых сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивидуальных. Эта работа нравится и детям, и родителям, потому что поделки, рисунки – это результат развития нравственных и трудовых качеств.
Всю работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых, проводится в тесном контакте со специалистами дошкольного учреждения:
Для взаимодействия с родителями применялись разнообразные формы:
• консультации
• папки – передвижки
• фотосессии
• домашние задания
• развлечения
• выставки поделок.
Постоянно информирование родителей о проделанной работе знакомство с предстоящими мероприятиями и подготовке к ним, педагогическое просвещение, способствовали формированию единых требований к детям со стороны детского сада и семьи.
Работа ведется с учетом интересов детей, индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка.
Литература
1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л. В. Куцакова. – М. : Совершенство, 1999.
3. Программа «Юный эколог» / Николаева С. Н. // В кн. : Юный эколог: Программа
и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.
4. Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. / Под редакцией Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.
5. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пед. институтов. / Д. В. Сергеева. – М. : Просвещение, 1987.
6. Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л. В. Куцакова. – М. : Владос, 2003.
7. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства
8. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999.
9. Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. -М. ,2014.
10. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
Срок Работа с детьми Цель Работа с родителями
25.04 1. Беседа «Всему свое место»
2. Игровая ситуация «Мы пришли в гости» Формировать умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Консультация:
«Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»
Памятка:
«Труд – средство
всестороннего развития»
26.04 Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе
Протирание пыли в игровых уголках.
Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать.
Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.
Ежедневно, по мере игры с куклами Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы) Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
27.04 Совместный с дворником труд по уборе участка
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде.
Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем»
Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать речь, память, артистические способности.
Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.
ежедневно Поручения связанные с трудом в природе. Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения.
ежедневно Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Продолжать развивать умение одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Оформление Стенгазеты
«Наши родители на работе»
(фотографии, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)
Беседа
«Трудовое воспитание дошкольников»
28.04 Д/и «Кому что нужно для работы»
Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»
«Стирка»
Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий
Формировать умение детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное, намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в труде»
ежедневно «Дежурство» Развивать умение детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.
29.04 Беседа «Полечим Мишку»
Знакомство с трудом медсестры.
Мытье игрушек.
Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит»
Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.
Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.
Продолжать детей знакомить с произведениями К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя «Изготовление ящика для посадки лука», «ремонт стульчика для Мишки» - рабочий (привлечь детей к помощи)
04.05 Беседа «Кем работают твои родители»
Упражнение «Расставим стулья»
Чтение художественной литературы
В. Маяковский «Кем быть?». Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.
Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.
1 раз в неделю Полив комнатных растений. Прививать бережное отношению к растениям, Формировать умение правильного полива. Выставка работ
«Папа может все»
05.05 НОД «Разгулялась метла – мусор весь собрала»
Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать умение детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым. выставка поделок
«У мамы руки золотые»
06.05 Беседа «Игрушки любят чистоту»
Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги, коробочки)
«День загадок» Практическая труд. деятельность посредством ухода за куклами.
Прививать привычку детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца
Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление
11.05 Беседа «Кто работает в детском саду»
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Игра мал. подв. «Неправильное движение» Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер.
Развитие моторной памяти Консультация
«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».
12.05
Ежедневно Беседа «Пожарная безопасность»
Игры со строительным материалом «Мы строители» Уточнить знания о профессии пожарный, повторить правила пожарной безопасности.
Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель. Акция
«Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений)
13.05 НОД «Поможем медвежонку»
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Д/и «Профессии»
Воспитывать желание помогать окружающим.
Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - продавец.
Закреплять знания о профессиях Участие в фотовыставке
«Радуга профессий»
16.05 Игровая ситуация «Маленькое дело – лучше большого безделья!»
Д/И «Что хочет делать Маша?»
Игра мал. подв. «Беги к предмету»
Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе.
Уточнить представления детей о некоторых трудовых действиях.
Воспитание внимания и сообразительности Консультация
«Народное творчество в трудовом воспитании детей»
17.05 «Сделаем наш двор чистым»
Заучивание игры малой подвижности «Дни недели» Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения.
Выполнять движения соответствующие тексту Консультация Трудовое воспитание ребенка в семье»
18.05 Беседа «Что мы знаем о профессиях».
Посадка семян цветов, рассады в клумбы
Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян.
19.05
ежедневно Беседа «Должно быть всем понятно – чистым быть приятно!»
«Умывание»
Самообслуживание в процессе умывания
НОД «Бабушкины помощники» Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь. Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения.
Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского.
Понять значимость чистой посуды. Формировать положительные взаимоотношения в процессе труда Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм
20.05 Беседа «Как хлеб попал к нам?»
Театрализованная игра по сказке «Колосок» Познакомить со специальностями: механизатор, шофёр, пекарь
Развивать стремление к взаимопомощи. Фотовыставка «Литературный обед»
23.05 Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»
Аппликация «Красивая лейка»
Итоговое занятие «Маленькие помощники» Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы.
Учить наклеивать го заготовленный силуэт готовые фигуры.
Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.