Наталья Пешина
Проектная деятельность в системе формирования художественно-эстетических представлений у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Именно через художественные произведения, обращённые к сердцу ребёнка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения, знакомят с русскими народными сказками, их образами, яркими выражениями, сравнениями, способствующие развитию выразительности речи. Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение, в основе чего лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка. Для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Ребёнок не тянется к новым знаниям, к постижению глубин духовного, внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в работе проектного метода. Главные преимущества этого метода в коррекционной работе - возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Публикация «Проектная деятельность в системе формирования художественно-эстетических представлений у детей с ТНР» размещена в разделах
Для повышения интереса к книге, любви к литературному чтению нами был разработан долгосрочный коррекционно-развивающий тематический проект «Ох, уж эти книжки!», состоящий из нескольких взаимопересекающихся монопроектов, объединённых единой проблемой, и являющиеся частью большого, объемного проекта. Структура проекта подчинена главному в коррекционной работе - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Проект реализовывался с детьми среднего дошкольного возраста. Детям с речевыми нарушениями комфортнее участвовать в коллективных проектах, и поэтому, для полноценного речевого развития и позитивного эмоционального состояния воспитанников, в своей работе мы использовали групповые проекты, проекты в рамках детского сада с привлечением музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
В процессе реализации проектной деятельности использовались разнообразные формы взаимодействия : анкетирование, проведение открытых занятий, интегрированных занятий, театрализованные миниспектакли в группе, спортивные развлечения, выставки творческих работ по прочитанным произведениям. В группе организована семейная библиотека для чтения художественных произведений дома. Проведен ряд тематических консультаций для родителей, на которых актуализировано значение литературных произведений, как важного средства формирования правильной речи. Родители активно привлекались к подбору художественной литературы по выбранным темам. В группе оформлялись тематические книжные выставки, пополнялись библиотечки. Произведения художественной литературы подбирались с учетом возраста и программного содержания. При необходимости тексты адаптировались к речевым возможностям детей.
Успех нашего проекта напрямую зависел от заинтересованности детей и их родителей. Поэтому на первом этапе это была наша главная задача.
Итогом стал речевой утренник, сценарий которого полностью составлен по произведениям проекта. Стихи, тексты песен адаптированы к речевым возможностям детей группы. Активное участие принимали родители, которые шили костюмы, готовили декорации к празднику. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой, и работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.
Проектный метод с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее.
Проанализировав все методы и приёмы, используемые в работе, а так же наиболее востребованные формы взаимодействия с родителями, детьми, педагогами, мы пришли к выводу, что наш проектный метод был продуктивным и интересным, а правильно организованная работа дала положительные результаты. По итогам мониторинга у детей группы значительно обогатился словарный запас, усовершенствовались навыки словообразования, словоизменения, звукопроизношения, коммуникативные способности: дети учатся договариваться, обсуждать проделанную работу. В результате реализации творческого проекта наметилась тенденция привития интереса к художественной литературе, чтению в семье, повысилась заинтересованность родителей в формировании речевых навыков.