МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста»

Елена Васютина
Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у детей раннего возраста» обусловлена тем, что математические знания, умения и навыки, включенные в содержание общественного опыта, которыми овладевают маленькие дети, являются одними из самых сложных.

Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достат0чно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить к0личество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Е. И. Тихеева и др.) доказано, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хоть и элементарные знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний.

С раннего возраста начинается работа по развитию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. [22]

Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а развитие у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.

Особое место занимают количественные представления.

Основная работа по развитию количественных представлений у детей раннего возраста связана с усвоением детьми умения группировать предметы по различным признакам, их сопоставлению и преобразованию количественных групп. Количественная характеристика предметных групп осознаётся ребёнком и в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами.

Выполнение детьми различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Все количественные наблюдения осуществляются в процессе действий с наглядно представленными группами предметов. Этот этап называется дочисловым и выпадает на ранний и младший дошкольный возраст.

Первые экспериментальные исследования по проблеме восприятия множества детьми раннего и дошкольного возрастов были проведены в начале 50-х гг. (Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская). Главной задачей этих исследований было изучить особенности восприятия и воспроизведения множеств детьми раннего возраста. Вместе с тем за последние 50 лет не проводились исследования по выявлению особенностей восприятия множеств детьми раннего возраста в современных условиях. В методической литературе для детского сада не представлен комплекс мероприятий, для выявления особенностей развития количественных представлений у детей 3-го года жизни. В связи с этим, актуальность темы исследования определяется рядом факторов :

- теоретическими: недостаточно изучены формы, средства и методы развития представлений о количестве у детей раннего возраста;

- практическими: недостаточно методического материала по развитию у детей раннего возраста количественных представлений в дошкольных учреждениях.

Объект исследования – процесс математического развития детей в ДОО.

Предмет исследования - количественные представления детей раннего возраста

Цель исследования - на основе выявления особенностей количественных представлений у детей раннего возраста разработать соответствующие педагогические рекомендации по учету этих представлений в образовательном процессе ДОО.

Задачи исследования:

1. Определить критерии, показатели уровня количественных представлений у детей раннего возраста.

2. Выявить особенности развития количественных представлений у детей 3-го года жизни;

3. Проанализировать работу ДОО по учету особенностей количественных представлений у детей 3-го года жизни.

4. Разработать педагогические рекомендации для работников ДОО по учету особенностей количественных представлений у детей раннего возраста в образовательной работе.

Гипотеза исследования выразилась в предположении о том, что количественные представления детей раннего возраста характеризуются рядом особенностей, которые могут и должны учитываться в образовательной работе ДОО.

Новизна исследования состоит в получении новых научных сведений об особенностях количественных представлений у детей 3-го года жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении содержания теории и методики математического развития дошкольников сведениями об особенностях количественных представлений у детей 3-го года жизни.

Практическая значимость исследования заключается в возможной востребованности ДОО, разработанной диагностики количественных представлений у детей раннего возраста и рекомендаций по их учету в образовательной работе.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме развития количественных представлений у детей раннего возраста (Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Г. А. Корнеева, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова и др.).

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; анализ результатов эксперимента; анализ образовательного процесса ДОО; математическая обработка результатов исследования; педагогическое проектирование.

Экспериментальная база исследования - МБДОУ детский сад № 44 «Золушка» центр развития ребенка г. Старый Оскол Белгородской области(11 детей группы раннего возраста, 2 дошкольных работника).

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Для более детального изучения проблемы развития количественных представлений у детей раннего возраста, нами был произведен анализ теоретических исследований по проблеме. В ходе которого мы пришли к следующим выводам: что с содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «количество», «число», «счет».

Постепенное усложнение знаний, осваиваемых детьми, заключается в увеличении как объема количественных, пространственных и временных представлений, так и степени их обобщения. [49]

В раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, которые складываются из однородных предметов, звуков, движений. Эти представления п0степенно обобщаются и отображаются в речи.

Дети играя, складывая и раскладывая игрушки, сравнивают множества по количеству, еще не зная чисел. Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого дает возможность ребенку делать вывод о равенстве и неравенстве множеств. Однако восприятие и отображение множеств детьми раннего возраста имеет ряд особенностей.

1. Представления о множестве у детей раннего возраста очень неточны, как правило, множество не имеет четких границ и в нем не выделяются элементы. Прежде всего, у ребенка необходимо сформировать представления о (границах) множества.

2. Большинство детей этого возраста замечают отсутствие предмета в определенной совокупности, если нарушается структура множества, остается незаполненным пространство.

3. При сравнении двух одинаковых множеств часто множество, элементы которого занимают большую площадь, дети оценивают как множество с большим количеством элементов.

4. И наоборот, множество, элементы которого занимают меньшую площадь (когда предметы размещены близко друг к другу, оценивают как множество с меньшим количеством элементов.

5. На правильность отображения множества по количеству влияет форма размещения элементов множества в пространстве. Дети увереннее и правильнее отображают множество, элементы которого размещены в рад, чем множество, элементы которого размещены по кругу, контуру квадрата и т.

6. Для восприятия множества и их количественного сравнения большое значение имеет размер самих предметов. Так, пять маленьких машин оцениваются детьми как множество с меньшим количеством элементов по сравнению с тремя большими машинами.

7. Обозначение количества предметов числом не всегда связано с попыткой считать. У детей 2 - 3-х лет чаще всего называние количества предметов числом основано на их зрительном восприятии.

Отсюда вытекает вывод о необходимости обучения детей сравнивать множества на основе не зрительного восприятия, а практического установления соответствия между их элементами.

Прежде чем научить детей счету с помощью слов-числительных, необходимо предлагать им практические операции с множествами.

Период раннего возраста характеризуется активным развитием речи.

Подражая взрослым, дети заимствуют из их речи слова-числительные. Эти слова в основном используются детьми как аккомпанемент к действиям. Они ритмизируют движения детей, однако не обобщают количества. [24]

А. М. Леушина отметила, очень часто дети начинают раньше понимать и использовать слово-числительное два, чем один.

Количество одноэлементного множества, как правило, не обозначается, а называется: не «одна кукла», а просто «кукла».

На эти особенности развития количественных представлений обращали внимание Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Н. М. Макляк и д. р

Публикации по теме:

Игры по математическому развитию во второй младшей группе на формирование количественных представлений 1) Игра «Медведь и пчёлы» Цель: учить различать понятия «один», «много», «мало». Описание игры: Дети сидят на стульчиках — пчелы сидят в.

Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми. Избирательность.

Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста Особое место в становлении социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Вырастая, он переносит свои детские.

Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги!Разрешите поделиться с Вами опытом логопедической работы. Возможно эта информация пригодится не только логопедам, но и.

Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государству.

Особенности развития речи детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной.

Особенности речевого развития детей раннего возраста Особенности речевого развития детей раннего возраста (выступление на школе заботливых родителей) Главным средством развития речи ребенка.

Памятка для родителей «Психологические особенности детей раннего возраста» В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера,.

Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» В первые годы жизни (до 3 лет) малыш получает огромное количество всевозможных.

Значение формирования элементарных представлений ОБЖ у детей дошкольного возраста. Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста»
Опубликовано: 26 августа 2015 в 11:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васютина (УИ 232268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД