МААМ-картинки

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»

Таисия Лунева
Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению и из компьютера. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Задача воспитателя помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке“» размещена в разделах

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями сможет цикл занятий по познавательному развитию, направленных на обогащение ребенком представлений о человеке в истории и культуре.

Очень важно воспитателю старших, подготовительных групп организовать развивающую среду группы детского сада таким образом, чтобы она стала средой развития познавательного интереса ребенка, позволила ему прикоснуться к далекому прошлому, увидеть мир человека в развитии. С этой целью интересны будут ребенку оформленные альбомы, папки- передвижки, слайды, макеты с изображением жилищ в различные эпохи жизни человека, наборы моделей машин, действующие игровые миниэлектроприборы. Такой материал поможет воспитателю развивать у детей представления об истории цивилизации, сообщая элементарные сведения об образе жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины и т. п.»).

Итогом работы с детьми по данному циклу занятий могут стать самодельные книжки- передвижки, книжки- альбомы, изготовленные с помощью родителей, включающие в себя рассказы мам, пап, бабушек и дедушек об их любимых игрушках, песнях, о том, как они жили раньше. Украшением подобных альбомов станут старые фотографии, сохранившиеся в семьях. Это обеспечит и связь поколений, работа станет личнозначимою для каждого ребенка, что повысит его познавательный интерес, любознательность.

Обогатят детские впечатления о полученных знаниях об истории и культуре развития человечества чтение и рассказывание детям сказок, мифов и былин, известных сюжетов из библии, евангелия, корана и т. д., а также знакомства с героями произведений в изобразительном искусстве.

Рассказывая детям о развитии видов труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде) мы учили сравнивать с современными профессиями человека : летчик, космонавт, машинист, инженер и др.

Интересным приемом, используемым воспитателем, может быть организация в группе совместно с родителями выставки поделок, изготовленных руками родителей и ребенка, которые отражают историю развития средств передвижения, их совершенствование, технический прогресс (от лодок и пирог до современных кораблей). А также рассказывание о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.

Большой интерес детей вызывает знакомство с бытом человека в далекие времена. Целесообразно посещение краеведческого музея и устройство уголка старой крестьянской избы с утварью в групповой комнате, когда ребенок может сам прикоснуться к предметам быта, покачать люльку, исследовать устройство старой русской печи и т. д.

Все это позволит ребенку реальнее оценить достижения современной науки и техники, изменение условий быта человека (водопровод, электричество, отопление, бытовые электроприборы и прочее).

Используя энциклопедию и справочную литературу, можно дать детям представления о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, радио, телевидении, компьютерах и пр., сравнивая их с современными радиотелефонами, сотовой связью и т. д.

При знакомстве детей с циклом занятий о развитии человека в истории и культуре нельзя не коснуться в беседе с детьми проблем, обеспечивающих без-опасность поведения. С этой целью необходимо уже с младшего возраста обучать детей называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся, знакомить с правилами дорожного движения, учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т. д.

Очень важно, учитывая современные требовании общества, развивать у детей основы правового сознания, знать и уметь отстаивать свои права. Это возможно в процессе знакомства детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека» и др.). Все это будет способствовать развитию у детей уважение и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

Важной и необходимой проблемой воспитания дошкольников является развитие социальной компетентности детей. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может не быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Не забывая об этом, воспитатель в своей работе способствует усвоению ребенком общественных правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организуя специальные с/р игры, игры с правилами, проблемные ситуации и др.

Социализация, или усвоение общественного опыта, накопленного предыдущими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении его с другими людьми. Учитывая это, воспитатель в процессе работы с детьми способствует развитию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр., иметь личные вещи, самостоятельно использовать личное время и т. д.).

В процессе бесед, дидактических упражнений, создания различных игровых и проблемных ситуаций, использования театрализованных представлений развивается уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека, дети учатся не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов. Так, постепенно у ребенка формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, а также развивается у ребенка чувство ответственности за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.

Организованная таким образом целенаправленная систематическая работа воспитателя детского сада по развитию представлений ребенка о человеке в истории и культуре поможет обобщить представления ребенка об окружающем мире, обществе, а также развитии :

• уверенности в себе, в своих силах, адекватной самооценке;

• умения понятно и социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;

• умения принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;

формирования у дошкольников : собственной ценностной ориентации по от-ношению к общественно принятым правилам и нормам поведения;

• умения формировать суть проблемы, конфликта и возможных путец их решения;

способов коммуникации;

• понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу.

Всё это будет способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социальной принадлежности, языка, вероисповедования, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей Содержание Введение 1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС ВидеоРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео В этом учебном году в нашем районе проходил впервые Конкурс-Аукцион педагогических идей "Школа творческих открытий" Я не могла не поучаствовать.

Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей» Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности» .

Педсовет «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования» Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования» Цель:систематизировать знания педагогов.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности» Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать.

Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный.

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная.

Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности» Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности. Сообщение подготовила воспитатель логопедической.

Консультация «Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования» Должность: воспитатель Фамилия, имя, отчество: Кузнецова Светлана Александровна Учреждение: МАДОУ «Детский сад №108» г. о. Самара Тема статьи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 21:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Лунева (УИ 391747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД