Таисия Лунева
Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению и из компьютера. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Задача воспитателя помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.
Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями сможет цикл занятий по познавательному развитию, направленных на обогащение ребенком представлений о человеке в истории и культуре.
Очень важно воспитателю старших, подготовительных групп организовать развивающую среду группы детского сада таким образом, чтобы она стала средой развития познавательного интереса ребенка, позволила ему прикоснуться к далекому прошлому, увидеть мир человека в развитии. С этой целью интересны будут ребенку оформленные альбомы, папки- передвижки, слайды, макеты с изображением жилищ в различные эпохи жизни человека, наборы моделей машин, действующие игровые миниэлектроприборы. Такой материал поможет воспитателю развивать у детей представления об истории цивилизации, сообщая элементарные сведения об образе жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины и т. п.»).
Итогом работы с детьми по данному циклу занятий могут стать самодельные книжки- передвижки, книжки- альбомы, изготовленные с помощью родителей, включающие в себя рассказы мам, пап, бабушек и дедушек об их любимых игрушках, песнях, о том, как они жили раньше. Украшением подобных альбомов станут старые фотографии, сохранившиеся в семьях. Это обеспечит и связь поколений, работа станет личнозначимою для каждого ребенка, что повысит его познавательный интерес, любознательность.
Обогатят детские впечатления о полученных знаниях об истории и культуре развития человечества чтение и рассказывание детям сказок, мифов и былин, известных сюжетов из библии, евангелия, корана и т. д., а также знакомства с героями произведений в изобразительном искусстве.
Рассказывая детям о развитии видов труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде) мы учили сравнивать с современными профессиями человека : летчик, космонавт, машинист, инженер и др.
Интересным приемом, используемым воспитателем, может быть организация в группе совместно с родителями выставки поделок, изготовленных руками родителей и ребенка, которые отражают историю развития средств передвижения, их совершенствование, технический прогресс (от лодок и пирог до современных кораблей). А также рассказывание о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.
Большой интерес детей вызывает знакомство с бытом человека в далекие времена. Целесообразно посещение краеведческого музея и устройство уголка старой крестьянской избы с утварью в групповой комнате, когда ребенок может сам прикоснуться к предметам быта, покачать люльку, исследовать устройство старой русской печи и т. д.
Все это позволит ребенку реальнее оценить достижения современной науки и техники, изменение условий быта человека (водопровод, электричество, отопление, бытовые электроприборы и прочее).
Используя энциклопедию и справочную литературу, можно дать детям представления о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, радио, телевидении, компьютерах и пр., сравнивая их с современными радиотелефонами, сотовой связью и т. д.
При знакомстве детей с циклом занятий о развитии человека в истории и культуре нельзя не коснуться в беседе с детьми проблем, обеспечивающих без-опасность поведения. С этой целью необходимо уже с младшего возраста обучать детей называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся, знакомить с правилами дорожного движения, учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т. д.
Очень важно, учитывая современные требовании общества, развивать у детей основы правового сознания, знать и уметь отстаивать свои права. Это возможно в процессе знакомства детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека» и др.). Все это будет способствовать развитию у детей уважение и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Важной и необходимой проблемой воспитания дошкольников является развитие социальной компетентности детей. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может не быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Не забывая об этом, воспитатель в своей работе способствует усвоению ребенком общественных правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организуя специальные с/р игры, игры с правилами, проблемные ситуации и др.
Социализация, или усвоение общественного опыта, накопленного предыдущими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении его с другими людьми. Учитывая это, воспитатель в процессе работы с детьми способствует развитию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр., иметь личные вещи, самостоятельно использовать личное время и т. д.).
В процессе бесед, дидактических упражнений, создания различных игровых и проблемных ситуаций, использования театрализованных представлений развивается уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека, дети учатся не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов. Так, постепенно у ребенка формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, а также развивается у ребенка чувство ответственности за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.
Организованная таким образом целенаправленная систематическая работа воспитателя детского сада по развитию представлений ребенка о человеке в истории и культуре поможет обобщить представления ребенка об окружающем мире, обществе, а также развитии :
• уверенности в себе, в своих силах, адекватной самооценке;
• умения понятно и социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;
• умения принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;
• формирования у дошкольников : собственной ценностной ориентации по от-ношению к общественно принятым правилам и нормам поведения;
• умения формировать суть проблемы, конфликта и возможных путец их решения;
• способов коммуникации;
• понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу.
Всё это будет способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социальной принадлежности, языка, вероисповедования, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).