Людмила Иванова
Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, В. Я. Езикеева, Н. Б. Халезова, З. А. Богатеева и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.
Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством происходит постепненно.
В младшей группе мы познакомили детей с дымковской и филимоновской игрушками. Детям очень нравятся яркие красочные узоры на белоснежном фоне. Мы учили их воспроизводить простые элементы и узоры дымковской росписи (полоски, клетки, пятнышки и др.).
В средней группе продолжали формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Дети выполняли более сложные элементы (волнистые линии, украшение прямых линий и колец точками, пятнышки-примакивания внутри клеточек, получившихся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий). Для росписи детям предлагали силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги.
Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, мы учили их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии.
Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.
Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети украшают дорожку (полоса, скатерть, тарелку (квадрат, розетта, круг, расписывают ткань маме на платье присутствует игровая мотивация на каждом занятии).
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты.
Позже мы расписывали вылепленные из глины несложные фигурки по мотивам дымковских игрушек (уточку, петушка и др.).
В средней группе познакомили детей с городецкими изделиями. Учили выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
В старшей группе мы продолжаем знакомить детей с изделиями народных промыслов.
Закрепляются и углубляются знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи. Мы предлагаем детям создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомим с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваемся большего разнообразия используемых элементов.
Продолжается знакомство с городецкой росписью. При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композиционного решения.
Прежде чем начать знакомить детей с техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом, воспитатель сначала рассказывает детям историю возникновения росписи, о её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали эту роспись. Каждая роспись используется по своему предназначению, как задумал её мастер. Дымковская – значит глиняные игрушки на потеху детям и взрослым; городецкая – это изделия из дерева, дома – терема; если это хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома»; гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо.
Дети должны узнать и запомнить, в чем заключаются особенности той или иной вещи, игрушки (колорит, составляющие узор элементы, композиция узора, материал, из которого она сделана, а затем научиться, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты узоров, изменяя расположение, расцветку, включая в них те или иные мотивы. Занятия следует строить таким образом, чтобы на каждом из них было и повторение увиденного, и придумывание чего-то своего или изменение чего-либо по-своему с сохранением основных характерных признаков того или иного вида декоративного искусства.
В старшей группе детей знакомят с росписью Полхов-Майдана. Включают городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогают освоить специфику этих видов росписи. Знакомят с региональным (местным) декоративным искусством.
Еще с одним видом народного искусства, с которым можно познакомить детей нашей страны, является гжельская роспись.
Давая детям представление о гжельской росписи, нужно обязательно рассказать предысторию возникновения данной росписи, которой расписывают нежный гжельский фарфор. Рассказать о мастерах, которые до сих пор творят это «гжельское чудо», несравнимое по красоте и колориту ни с чем в мире. Дети знакомятся с основными элементами росписи – гжельская роза, птица, травка и т. д.
При расписывании посуды в первую очередь надо дать детям представления о кайме, ее разнообразных формах. Дети учатся самостоятельно составлять узор, используя знакомые элементы, закрепляют свои знания о цвете и его оттенках.
В данной возрастной группе продолжают знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Учат лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской идр.).
Необходимо сформировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.
В подготовительной группе продолжают развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (хохломская, жостовская, мезенская роспись и другие). Учат детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др., расписывают свои работы из глины.
Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того вводится новая композиция — асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы.
Рисование хохломы надо начинать с основного элемента – «кудрины» (завиток, и только потом знакомить с другими элементами: ягодка, земляничка, смородинка, рябинка, травка. Во время рисования элемента «ягодка» детей знакомят с новой техникой рисования специальной палочкой – «ляпушкой».
Детей знакомят с жестовской росписью. Вначале рассматривают подносы с жостовскими цветами, оценивают насыщенность и сочетание цветов, своеобразие колорита и использование техники «оживка». И только после рассматривания, детям предлагается нарисовать «жостовский цветок». Это очень трудоемкая работа, так как ребенок должен не только видеть, но и использовать в своей работе разные оттенки цвета, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка, правильно применять в работе технику «мазка».
Необходимо четко определять задачи по композиции: форма листа и расположение узора. Например, при составлении узора по городецкой росписи педагог учит детей изображать наиболее простую композицию на полосе, украшать ее цветами, бутонами и листьями. Затем дети могут составить композицию из цветов на квадрате, круге, овале в зависимости от тех предметов, которые они рассматривали в натуре или на иллюстрации (стол, стул, доска, сундучок). Когда дети усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами.
В ходе НОД наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи.
На НОД по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют педагогу определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения.
С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи.
На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы.