Наталья Суслонова
Дидактическая игра «Композиция» или «Создай пейзаж» для формирования у детей пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Композиция" или "Создай пейзаж". Дети дошкольного возраста выстраивают композицию в одну линию (фриз). Знают, что над головой небо, а под ногами земля и изображают полосой небо вверху листа и землю - по нижнему краю листа. Вот, чтобы помочь им увидеть, что оба пространства : небо и земля встречаются у горизонта, что объекты окружающего мира расположены по всему пространству земли и что размеры их уменьшаются по мере их удаления от нас, я и использую эту игру. Для удобства пользования элементы игры я расположила в трё х коробках: в одной коробке - деревья, кусты и кустики, облака (элементы пейзажа, в другой - здания и транспорт, в третьей - люди и животные. Всё это я вырезала из старых журналов и книг и из цветного картона и бумаги. Игра имеет два названия не случайно. Всё зависит от цели и задач, которые решаются в процессе игры.
Публикация «Дидактическая игра „Композиция“ или „Создай пейзаж“ для формирования у детей пространственных представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Пейзаж. Игры, дидактические пособия
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2015
Итак, игра "Композиция".
Цель:учить детей строить композицию от главного, от линии горизонта, диагональную, многоплановую от края листа, углубляя пространство.
Условия: сидя за столами, стоя на занятиях и в свободное от занятий время.
Материал:полосы разного цвета и формы, с помощью которых можно будет углубить пространство, силуэты домов, людей, машин, деревьев и других компонентов композиции разные по величине.
Методические рекомендации.
Игру можно проводить как часть занятия, а также в свободное от занятий время. используя как наглядное пособие при объяснении способов построения композиции, а также предлагать детям для самостоятельных игр. Если композиция строится от линии горизонта, то движение построения происходит к переднему краю плоскости. Если от центра, то строится вокруг главных персонажей. Если строится фризовая композиция вдоль переднего края (как чаще всего дети строят изображение, то с помощью полос мы углубляем пространство, показывая всё новый и новый фриз с более мелкими деталями, двигаясь к линии горизонта, а точнее отодвигая её в глубь пространства плоскости листа. Далее можно будет показать, как объекты изображения частично прикрывают друг друга (опираясь на наблюдения). Используя эти же силуэты, можно показать и диагональную композицию, объясняя способы изображения движущихся объектов. Переставляя объекты композиции, можно быстрее изменить композицию на глазах у детей, чем рисуя и стирая на доске, а тем более на листе.
Игра "Собери пейзаж"
Цель:Развивать у детей пространственные представления и умение применять эти знания при составлении пейзажа, учитывая знания об особенностях нашего зрительного восприятия (далеко расположенные объекты кажутся маленькими). Развивать чувство меры, гармонии, чувство ритма. Продолжать работу над построением композиции и её содержанием. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, жанре изобразительного искусства "пейзаж". Учить детей выполнять условия и правила игры, действовать сообща, учитывая интересы команды, подчиняя свои желания этим интересам. Учить радоваться совместному успеху, успеху других.
Условия: игра проводится со всей группой или по подгруппам по 5-6 человек на столах, а также в самостоятельной творческой деятельности индивидуально.
Материал:4 поля величиной А2 с выделенной линией горизонта, силуэты деревьев, домов, людей, транспорта, животных.
Методические рекомендации:
На первом этапе в процессе обучения игра проводится со всей группой. Дети по очереди выбирают объект и находят ему место в общей композиции, ориентируясь на линию горизонта, учитывая глубину пространства и особенности нашего зрения. В процессе этой игры уточняются и дополняются представления детей о пространственных взаимоотношениях.
На втором этапе дети делятся на подгруппы и участвуют в соревновании между командами. Учитывается умение договариваться, работать сообща. Перед началом игры уточняются условия и правила: активность, умение советоваться, скорость, конечный результат (композиция и эстетика). Далее проводится работа над ошибками, в которой участвуют все дети: дают советы, исправляют погрешности.
Следующий этап - это самостоятельные творческие игры с данным материалом.
Уважаемые коллеги, очень надеюсь, что эта игра будет полезна вам в работе. Желаю вам творческих успехов.